Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Статья Коллективные знаки: есть проблемы С.А. Горленко Н. В. Ножкина Патенты и лицензии
описание | темы | ключевые слова 
В статье заместителя заведующего отделом ФИПС, канд. юрид. наук С.А. Горленко и научного сотрудника Н. В. Ножкиной рассматриваются вопросы, связанные с назначением, практикой регистрации, правовой охраной и использованием коллективных знаков.
Они считают, что происходящие в стране экономические реформы, насыщение рынка товарами, их массированная реклама, развитие конкуренции способствуют распространению правового института коллективного знака. Это обусловлено необходимостью маркировки одним и тем же обозначением продукции, совместно разрабатываемой, выпускаемой и реализуемой несколькими предприятиями. С использованием коллективных знаков появляется возможность ощутимо влиять на качество маркируемой продукции, приобретать стабильные рынки сбыта, снижать затраты на рекламу, что очень актуально для отечественного товаропроизводителя.
Правовая охрана коллективных знаков регламентируется законом Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Соответствующие положения об охране коллективного знака содержатся в ст. 20 и 21 Закона. В них дается определение коллективного знака, установлен запрет на передачу прав на его использование, содержатся нормы, касающиеся требований к заявке на регистрацию знака, внесения сведений о зарегистрированном знаке в Государственный реестр товарных знаков Российской Федерации, условий досрочного прекращения действия регистрации.
Правовое положение коллективного знака в других странах в основном регулируется, как и в Российской федерации, нормами законов о товарных знаках (США, Великобритания, Италия, Франция, Австрия, Швейцария, Испания, Турция, Польша, Венгрия и др.). В Норвегии, Финляндии, Дании, Швеции коллективные знаки охраняются специальными законами, которые дополняют законы о товарных знаках.
Согласно п. 1 ст. 20 Закона коллективным знаком является товарный знак союза, хозяйствующей ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. По их мнению, отсюда следует, что субъектами права на коллективный знак могут быть союзы, хозяйствующие ассоциации и иные добровольные объединения.
Ст. 121 Гражданского кодекса Российской Федерации указывает только на две формы объединений юридических лиц - ассоциации и союзы. Что касается различия между указанными формами, то терминологически ГК РФ не определяет, в чем оно состоит, а иногда даже отождествляет их.
В то же время следует иметь в виду, что термин «ассоциация» (от лат. «associatio» - соединение) не синонимичен термину «союз». Согласно общепринятым правилам толкования понятий русского языка «ассоциацией» называют объединение лиц одного рода деятельности, а «союзом» - объединение для каких-либо совместных целей.
Для союзов - общность целей объединения, например, координационная, представительская, контрольная. Применительно к рассматриваемой проблеме целью создания союзов может стать оказание влияния на выпуск высококачественных изделий с единообразной маркировкой коллективными знаками, обеспечение эффективности работы по обозначению и рекламе товаров в стране и за рубежом. Цель организации союзов может заключаться в развитии определенной сферы.
Между тем на практике объединения юридических лиц имеют самые многообразные формы: концерны, консорциумы, корпорации и др. Проблема осложняется тем, что названные объединения существуют, как правило, в форме акционерных обществ и товариществ, в то время как ГК РФ к формам объединений некоммерческих организаций относит, как уже упоминалось, ассоциации и союзы.
То, что объединение является некоммерческой организацией, - норма императивная. Однако абзац 2 п. 1 ст. 121 ГК РФ предусматривает возможность преобразования ассоциации (союза) в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном Кодексом, либо она (он) может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе, если по решению участников на ассоциацию (союз) будет возложено ведение предпринимательской деятельности. Представляется, что объединения некоммерческих организаций могут быть преобразованы аналогичным образом, поскольку запрет на эти действия не установлен.
В соответствии со ст. 50 ГК РФ объединения коммерческих и некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов относятся к юридическим лицам. П. 3 ст. 121 ГК РФ, в свою очередь, предусмотрено, что члены ассоциации (союза) также сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
Исходя из вышеизложенного объединение, владея коллективным знаком, само может им не пользоваться, но члены объединения вправе его применять. Вместе с тем предприятие, имеющее право на использование коллективного знака, может одновременно являться владельцем своего собственного товарного знака.
В настоящее время патентное ведомство совместно с заинтересованными организациями завершает работу над проектом федерального закона «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
Учитывая разнообразие правовых форм объединений юридических лиц и их возможность изменяться, а также упомянутые положения Парижской конвенции, предполагается внести изменения в ст. 20 Закона. Они позволят регистрировать коллективный знак на имя коллективов, существование которых не противоречит законодательству страны, где был создан такой коллектив.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона коллективный знак предназначен для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых членами объединения товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Назначение коллективного знака - информировать публику об этом. Маркировка коллективным знаком товаров, производимых предприятиями объединения, лишь в том случае достигает своей основной цели - индивидуализации продукции, - если ее качество высоко и непременно одинаково независимо от того, какое из предприятий ее производит. Описание характеристик товара, изготовляемого членами объединения, - непременное условие, которое надлежит включить в устав коллективного знака, прилагаемый в обязательном порядке к заявке на его регистрацию.
Принцип владения коллективным знаком предполагает необходимость достижения единых качественных характеристик товаров, выпускаемых несколькими предприятиями - членами коллектива, их добросовестность при соблюдении условий использования знака и ответственность за качество маркируемых им товаров. Выполнение этих условий необходимо, поскольку ухудшение качества товара одним из членов объединения отрицательно скажется на репутации всего коллектива.
Достижение единого уровня качества товаров обеспечивается созданием единой сырьевой базы, применением унифицированных технологий производства, установлением контроля за качеством товара и его маркировкой коллективным знаком.
Одной из стран, активно использующих институт коллективного знака, была ГДР. Условия использования коллективного знака разрабатывались здесь на основе соответствующих положений закона об обозначении товаров по согласованию с ведомством по стандартизации, метрологии и контролю качества товаров. С ним также согласовывались и качественные характеристики товаров, маркированных коллективным знаком. Ведомство вправе было требовать временного прекращения использования коллективного знака для всех или части товаров, если установленные качественные показатели или условия использования не соблюдались.
К заявке на регистрацию коллективного знака в отличие от заявки на товарный знак согласно ст. 21 Закона должен прилагаться устав коллективного знака. Такое же требование содержится и в законодательствах других стран, предусматривающих его охрану. Таким образом, обязательной составной частью заявки на регистрацию коллективного знака на имя объединения (союза) является представление устава коллективного знака.
П. 1 ст. 21 Закона определены следующие сведения, которые должен содержать устав коллективного знака:
наименование объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое имя;
перечень предприятий, имеющих право пользования этим знаком, цель его регистрации, перечень и единые качественные или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком:
условия его использования;
порядок контроля за его использованием;
ответственность за нарушение устава коллективного знака.
«Вырабатываемые товары и продукция являются товарами народного потребления для пайщиков потребительской кооперации и вырабатываются по утвержденной технической документации с соблюдением законов, санитарно-технических норм, правил производства и т.д.».
«Товарный знак используется только на товарах, продукции, отвечающих требованиям ГОСТов, ОСТов, ТУ и другой нормативно-технической документации, в соответствии с которой вырабатывалась продукция, товар».
Учитывая, что согласно п. 2 ст. 21 Закона, выписка из устава о единых качественных или иных общих характеристиках товаров подлежит публикации, представляется, что устав должен содержать конкретное перечисление требуемых характеристик, поскольку большинство потребителей лишено возможности знакомиться с нормативно-техническими документами, на которые дается ссылка в уставе. Включение в устав краткого описания единых качественных характеристик товара не исключает ссылку на ГОСТы, ОСТы и иные нормативно-технические документы. По их мнению, желательно, чтобы описание, не дублируя их содержание, включало основные, общие характеристики товара.
В соответствии с п. 1, 2 ст.12 в ходе экспертизы проверяется соответствие заявленного обозначения требованиям, установленным ст. 1 и 6 и п. 1 ст. 7 Закона, а по ее результатам принимается решение о регистрации или об отказе в регистрации товарного знака.
При экспертизе коллективного знака эксперт дополнительно проверяет соответствие устава коллективного знака требованиям п. 1 ст. 21 Закона, хотя данного требования нет в ст. 12. Вместе с тем действия эксперта, хотя нормативно не закреплены, продиктованы логикой.
Общее требование, содержащееся в п. 1 ст. 52 ГК РФ, свидетельствует, что устав юридического лица утверждается его учредителями, распространяется на учредительные документы ассоциаций и союзов. Устав, в свою очередь, может быть утвержден (подписан) как всеми членами общества, так и его руководителем. Последнее аргументируется тем, что сам факт вступления в ассоциацию (союз) выражает согласие ее членов с учредительными документами объединения, а следовательно, с уставом коллективного знака.
Согласно п. 2 ст. 123 ГК РФ член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и в порядке, установленных учредительными документами ассоциации (союза). П. 3 той же статьи предусмотрено вступление в ассоциацию нового участника с согласия ее членов. При этом перечень предприятий, имеющих право использовать коллективный знак, изменится. Об изменениях в уставе коллективного знака его владелец должен уведомлять патентное ведомство.
Принимая во внимание актуальность проблемы правовой охраны коллективных знаков и недостаточную практику их регистрации, целесообразно продолжить исследование данного вида знаков, в частности, учитывая при этом:
возможность создания добровольных объединений гражданами - предпринимателями в целях регистрации коллективных знаков;
определение критериев оценки единых качественных или иных общих характеристик товаров, которые должны быть отражены в уставе коллективного знака;
установление правовых оснований для отказа в регистрации коллективного знака при несоблюдении заявителем требований к уставу, предусмотренных Законом.
Результатом такого исследования, по их мнению, может стать разработка соответствующих рекомендаций по внесению дополнений в Правила составления, подачи и рассмотрения заявок на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания или подготовка специальных правил оформления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию коллективного знака.
На правах рекламы: