Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Статья Критерии общеизвестности товарного знака Е.А. Ариевич Патенты и лицензии
описание | темы | ключевые слова 
На эту тему рассуждает патентный поверенный, канд. юрид. наук Е.А. Ариевич (фирма «Бейкер и Макензи»).
На основе мировой административной и судебной практики применительно к общеизвестным товарным знакам можно условно выделить четыре группы критериев:
масштабы использования и рекламы знака;
репутация;
ценность;
правовая защищенность.
Согласно Парижской конвенции по охране промышленной собственности общеизвестность товарного знака определяется применительно к конкретной стране. Очевидно также, что для приобретения общеизвестности товарный знак должен широко использоваться. Однако нет однозначного толкования того, насколько широко и должен ли вообще товарный знак использоваться в конкретной стране, чтобы приобрести в ней общеизвестность.
Изученная автором административная и судебная практика ряда стран подтверждает тот факт, что использование на внутреннем рынке не является больше условием признания общеизвестности товарного знака. Судебные дела, рассмотренные в Германии, Австралии, Канаде, свидетельствуют, что одной высокой репутации знака достаточно для установления его общеизвестности, даже если он не использовался в этой стране.
Что касается Российской Федерации, то, начиная по крайней мере с 1985 г., она, сначала в составе СССР, а с 1991 г. самостоятельно, идет по пути открытости и интеграции в мировое сообщество как в экономике, так и в политике. Если при «железном занавесе" требование обязательного использования применительно к общеизвестным товарным знакам еще можно было оправдать, то с его падением никаких правовых, экономических либо политических предпосылок для его выполнения более не существует.
Об объемах использования и рекламы наиболее объективно свидетельствуют цифры продаж товара, несущего знак, затраты на рекламу как товара, снабженного знаком, так и в ряде случаев только самого знака. При этом могут учитываться данные, представленные владельцем товарного знака, и сведения из специализированных публикаций о его деятельности.
Методом оценки репутации, в наибольшей степени ведущим к цели, представляется опрос общественного мнения, естественно, при условии его корректного проведения. В настоящее время существует немало качественных апробированных методик проведения подобных опросов и организаций, на этом специализирующихся, в том числе и в Российской Федерации. Единственный вопрос, единого ответа на который не существует, определение доли респондентов, чье знание товарного знака позволяет сделать вывод о его общеизвестности. Как правило, подобная цифра устанавливается судами каждой отдельной страны, а иногда даже применительно к конкретному делу.
Наиболее конкретным доказательством правовой защищенности товарного знака, претендующего на статус общеизвестного, являются его регистрации в различных странах. Чем больше число регистрации, тем выше степень его правовой защищенности.
Известно, что по общему правилу право на товарный знак носит территориальный характер. Тем не менее регистрации, полученные в различных государствах, косвенно подтверждают, что владелец знака предпринял реальные шаги для закрепления своих прав.
На правах рекламы: