Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Статья Долгий путь регистрации товарного знака «Мариинская» Г.П. Мус Патенты и лицензии
описание | темы | ключевые слова 
О том, как словесное обозначение, вынесенное в заголовок статьи, было зарегистрировано в качестве товарного знака, рассказывает патентный поверенный Г.П. Мус (Санкт-Петербург).
Краткая справка Мариинская водная система, связывающая водные бассейны рек Волги и Невы, получила свое название в честь императрицы Марии Федоровны В бассейне одной из ее частей близ устья реки Екатерингофки, расположено предприятие ЗАО «Петроспирт», на территории которого находится глубинная артезианская скважина, служащая источником воды, используемой для получения лечебно-столовой минеральной воды под названием «Мариинская» Город Мариинск Кемеровской области основан в 1857 г По переписи населения 1972 г он насчитывает 39,7 тыс. жителей.
В качестве товарного знака словесное обозначение «Мариинская> было заявлено 3 марта 1998 г на имя ЗАО «Петроспирт», Санкт-Петербург Регистрация знака испрашивалась в отношении товаров 05, 32 и 45 классов МКТУ.
Решением экспертизы от 20 декабря 1999 г в регистрации заявленного обозначения было отказано на основании п 1 и 2 ст 6 закона Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
Свое решение экспертиза аргументировала следующими доводами.
Словесное обозначение «Мариинская» трактовалось как прилагательное, образованное от географического названия (г. Мариинск Кемеровской области), что, по мнению экспертизы, указывает или может быть воспринято как указание на место нахождения производителя товаров, что не соответствует действительности, а следовательно, может ввести потребителя в заблуждение относительно места нахождения производителя товаров (п 23(15) Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания).
В решении экспертизы содержалась ссылка на свидетельство № 109590 на комбинированный товарный знак, включающий охраноспособное словесное обозначение «Мариинский», выданное на имя заявителя «Мариинский театр» в Санкт-Петербурге По мнению экспертизы, заявляемое словесное обозначение будет вводить в заблуждение потребителя относительно услуг, не соответствующих действительности В отказе в регистрации имелась ссылка на заявки, включающие словесное обозначение «Мариинская», поданные на имя заявителя, находящегося в г Мариинск Кемеровской области Однако номера и даты их подачи не приводились 23 марта 2000 г заявитель подал возражение на решение экспертизы об отказе в регистрации товарного знака в Апелляционную палату Роспатента. В нем выражалось несогласие с решением экспертизы по следующим причинам.
1. Экспертиза необоснованно трактует заявляемое словесное обозначение как прилагательное от географического наименования (г. Мариинск Кемеровской области). Само по себе словесное обозначение «Мариинская» не является географическим названием, использующимся в хозяйственном обороте при написании адреса, воспринимается как прилагательное, обозначающее исторически как что-либо в честь Марии, например, Мариинский театр, Мариинский дворец, Мариинский канал, Мариинские гимназии и училища, в том числе и г. Мариинск. Ввиду этого наименование, например, минеральной воды «Мариинская» не будет ассоциироваться потребителями с названием небольшого города Мариинск, сведения о производстве минеральных и столовых вод в котором отсутствуют.
2. Заявляемое словесное обозначение имеет самостоятельное смысловое значение, связанное с общеизвестным историческим названием одного из крупнейших гидротехнических сооружений государства Российского - Мариинской водной системой (в настоящее время - Волго-Балтийский водный путь). Эта система сооружалась при Павле 1 и была окончена в 1808 г., в то время как г. Мариинск Кемеровской области, расположенный в бассейне реки Оби, образован лишь в 1857 г.
В бассейне одной из частей Мариинской водной системы (река Нева) на территории заявителя ЗАО «Петроспирт» находится глубинная артезианская скважина - источник воды, используемой для приготовления минеральной воды «Мариинская».
3. Заявляемое словесное обозначение обладает приобретенной различительной способностью, которая подтверждается большим объемом продаж минеральной воды «Мариинская», длительностью использования товарного знака «Мариинская», большим объемом рекламы с изображением заявленного товарного знака, обширностью географических регионов реализации товара, результатами маркетингового исследования, показавшими отсутствие у потребителей ассоциативной связи между названием «Мариинская» и г. Мариинск Кемеровской области.
4. В соответствии с п. 4.2.2.5 Руководства по экспертизе товарных знаков, принятого советом директоров международной ассоциации по товарным знакам (ИНТА) в мае 1998 г., неправомерно отклонение регистрации товарного знака исключительно на том основании, что он содержит географический элемент.
5. Содержащаяся в основаниях отказа ссылка на уже имеющуюся регистрацию словесного обозначения «Мариинский» (свидетельство № 109590) по существу подтверждает наличие оснований для регистрации заявляемого словесного обозначения (необоснованность его однозначной трактовки как географического названия).
На заседании коллегии Апелляционной палаты 5 июля 2000 г. доводы лица, подавшего возражение, были признаны убедительными. Ссылка экспертизы на заявки, поданные на имя заявителя, находящегося в г.Мариинск, признана необоснованной, так как они имели более позднюю дату приоритета по сравнению с рассматриваемой заявкой.
По существу из оснований отказа в регистрации заявляемого словесного обозначения исключалась и ссылка на свидетельство № 109590, так как оно было зарегистрировано в отношении неоднородных товаров и услуг по классам 03, 16, 20, 25, 26, 28 и 41 МКТУ.
Вместе с тем для принятия решения с учетом пунктов 1-3 возражения заявителю предложили представить по ним дополнительные материалы. По просьбе представителя заявителя рассмотрение возражения было перенесено на следующее заседание Апелляционной палаты.
На заседании коллегии 9 сентября 2000 г. с учетом представленных дополнительных материалов по заявке были заслушаны представитель ФИПС и представитель заявителя. Однако и на этом заседании Апелляционной палаты окончательное решение по поданному возражению принято не было. Для подтверждения приобретенной различительной способности заявляемого словесного обозначения коллегия Апелляционной палаты предложила заявителю представить по этому пункту возражения дополнительные материалы.
В процессе рассмотрения в Апелляционной палате возражения на решение экспертизы об отказе в регистрации товарного знака заявитель представил дополнительные материалы и разъяснения на 28 страницах, включающие объемы продаж, рекламы и радиорекламы, фотоотчет, иллюстрирующий рекламу минеральной воды «Мариинская» в Санкт-Петербурге, результаты маркетингового исследования и приложения - выдержки из энциклопедических изданий, справочников и специальной исторической литературы.
На основании анализа аргументов возражения и представленных дополнительных материалов по заявке на заседании 6 февраля 2001 г. коллегия Апелляционной палаты пришла к заключению: «отсутствуют основания для вывода о том, что заявленное обозначение не соответствует требованиям, установленным п. 1 и 2 ст. 6 Закона».
Руководствуясь п. 1 и 2 ст. 6 Закона о товарных знаках, п. 2.3 (1.5) и п. 2.3 (2.1) Правил составления, подачи и рассмотрения заявки и Правилами Апелляционной палаты, Апелляционная палата решила: «удовлетворить возражение от 23 марта 2000 г., отменить решение экспертизы от 20 декабря 1999 г. и зарегистрировать заявленное обозначение».
На правах рекламы: Мне бы купит профилированный брус как можно дешевле.