Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Статья Электронный бизнес который мы выбираем. Сергей Потресов МИР ПК
описание | темы | ключевые слова 
В настоящее время единого сложив шегося представления об электронной коммерции не существует. Не вдаваясь в детали, две основные точки зрения на этот вопрос можно сформулировать следующим образом:
электронный бизнес — это система электронной обработки платежей, своеобразный современный высокотехнологичный гибрид без наличных и наличных финансовых транзакций;
электронный бизнес — это любая приносящая доход (хотя бы потенциально) деятельность, тем или иным образом, связанная с Интернетом и другими информационными технологиями.
Эстер Дайсон, одна из самых известных личностей в мире электронной коммерции, основатель инвестиционной компании EDventure Holdings прямо говорит о том, что вне зависимости от платежей как таковых само информационное наполнение Интернета и предоставление информации покупателю уже есть электронная коммерция, поскольку информация меняет бизнес.
В некоторых публикациях делалась попытка разделить понятия электронной коммерции и электронного бизнеса, что все равно не позволяет дать точное определение предмету. По мнению автора статьи, электронный бизнес — это прежде всего совершенно иная концепция существования предприятия, принципиально иной подход к планированию структуры компании и ко всем сферам деловых отношений. Ведение электронного бизнеса подразумевает радикальную перестройку всех форм взаимодействия, причем не только с клиентами (покупателями), поставщиками и партнерами, но и взаимодействия структурных подразделений самой компании. Основные особенности электронного бизнеса — динамичность и открытость, подразумевающие мгновенное реагирование на изменения в рыночной конъюнктуре, а для этого необходим совершенно иной уровень интеграции подразделений и структур компании. Время реакции на изменения рынка сокращается с нескольких недель до дней, а то и часов; соответственно классическая, строго вертикальная структура управления становится просто неработоспособной в условиях электронной коммерции.
Электронный бизнес родился, существует и бурно развивается благодаря Интернету, наличию и доступности глобального информационного пространства. Сеть не только предоставляет практически мгновенный доступ к информации о продавцах, товарах и ценах, но и обеспечивает интерактивное и быстрое взаимодействие продавца и покупателя, в некоторых случаях даже в масштабе реального времени. Еще один важнейший компонент электронного бизнеса — возможность осуществлять взаиморасчеты в электронной форме (т.н. электронные платежи). Таким образом, во всем мире в электронном бизнесе остается последнее узкое место: доставка товара покупателю — здесь без человеческого фактора не обойтись. Этой проблемы не существует только при торговле информацией и продуктами интеллектуальной деятельности; именно поэтому на первых этапах становления электронного бизнеса наиболее интенсивно развивалась торговля информационными ресурсами и программным обеспечением.
В России электронная коммерция развивается сегодня хотя и намного быстрее, чем вчера, но по сравнению с другими странами удручающе медленными темпами. На первый взгляд труднопреодолимых препятствий нет, а преимущества очевидны. Но это только на первый взгляд. В действительности специфика российских условий легко превращает преимущества в недостатки, а выгоды — в убытки.
Потенциальных потребителей товаров и услуг в электронных магазинах оказывается слишком мало.
Интернет в качестве универсального источника информации даже в Москве пока не получил достаточного распространения, не говоря уже о других регионах. Сказывается и психологическая неподготовленность воспринимать Интернет как важнейший (если не основной) источник нужной информации, не говоря уже о товарах.
Еще одно значительное преимущество электронной коммерции — отсутствие расходов на содержание магазина, избыточных складских помещений, штата продавцов, кассиров, консультантов и т.д. В наших условиях реально таким образом может существовать опять же только магазин «компьютерной тематики»; любое другое торговое предприятие обычно занимается продажами через Интернет только в качестве дополнительного бизнеса. В результате вместо сокращения накладных расходов в большинстве случаев имеет место их увеличение, т.к. незначительные объемы реализации товара не компенсируют дополнительных расходов на содержание параллельной торговой структуры в Сети.
Не стоит всерьез рассматривать появившиеся в российской части Интернет-представительства «элитных» гастрономов, торгующие продуктами по европейским ценам, — такие проекты вряд ли финансово оправданны и носят скорее рекламно-маркетинговый характер.
В условиях развитой и нормально функционирующей электронной коммерции интересы продавцов и покупателей не вступают в противоречие; сокращая накладные расходы, продавец может себе позволить снижать цены, а покупатель во многих случаях согласится пожертвовать возможностью «пощупать» товар ради экономии денег.
Западные Интернет-магазины попытались (и пытаются до сих пор) механически перенести в область электронной коммерции систему скидок, распродаж и бонусов, однако такие инициативы уже неоднократно продемонстрировали свою малую эффективность. Как показывает опыт зарубежных магазинов, в девяти случаях из десяти покупатель целеустремленно приходит на Web-узел за подарком или внушительной скидкой и, получив свое, тут же переключается на другую торговую точку, не обращая внимания на остальные товары. В едином виртуальном торговом пространстве никто не помешает одновременно приобрести керамическую плитку, краску, обои и клей для обоев в разных магазинах.
Одно из основных препятствий для развития электронной коммерции в России — отсутствие такого важнейшего компонента, как эффективно функционирующая система электронной обработки платежей. Несмотря на многочисленные более и менее удачные системы виртуальных денег, кибермонет и других электронных заменителей наличности, основная масса платежей в Интернет-магазинах осуществляется с помощью кредитных карт. Однако в России кредитные карточки не очень популярны. Коммерческие банки фактически только приходят в себя после августовского кризиса, да и большинство нормальных потенциальных вкладчиков просто побоятся нести деньги в коммерческий банк.
Среди систем электронных продаж, которые сегодня же реально работают, можно выделить следующие:
• Интернет-магазины, торгующие в рамках системы CyberPlat (расчеты через банк-посредник, операции с кредитными картами);
• довольно многочисленные (чаще небольшие) торговые структуры, принимающие в качестве средства платежей «виртуальные»деньги (система электронных кошельков Web Money);
• некоторое число магазинов, работающих с системой PayCash, — в основном продажа программного обеспечения, телефонных карт и Интернет-доступа в Санкт-Петербурге;
• довольно значительное количество Интернет-магазинов, ведущих свой электронный бизнес по своеобразной «урезанной» модели: присутствуют все традиционные элементы электронной торговли, за исключением одного — электронной обработки оплаты.
Обсуждение динамики развития, преимуществ и недостатков различных платежных систем выходит за рамки статьи, скорее это тема для обстоятельного и серьезного разговора в будущем. Однако невозможно не сказать несколько слов о Web Money — своеобразном феномене электронных монет, завоевавшем довольно заметные позиции именно на российском рынке.
В кошельках — виртуальные монетки Web Money (WM). Стать участником системы «не просто, а очень просто»: достаточно загрузить с WWW-сервера www.webmoney.ru соответствующее программное обеспечение, и можно расплачиваться web-moneTKaMM за различные товары и услуги в виртуальных магазинах. Пополнять электронный кошелек можно разными способами, в том числе банковским и почтовым переводом; аналогичным образом электронные монеты «обналичиваются». Два существенных недостатка: определенные потери при превращении виртуальных денег в «живые» и длительный (обычно до недели) период прохождения платежей при пополнении кошелька.
Несмотря на «отдельные негативные факты», положительных примеров гораздо больше. Во многих Интернет-магазинах вся система обработки заказов и доставки товара хорошо отлажена и функционирует практически без сбоев. В таком магазине покупатель проходит через все этапы поиска и отбора товара, формирует «корзину» и подтверждает заказ. Автоматически генерируемое уведомление о принятом заказе приходит по электронной почте через пару минут, а на следующий или в тот же день покупателю звонит работник магазина и уточняет форму оплаты и желаемое время бесплатной доставки товара на дом. Деньги передаются курьеру, доставившему товар в обмен на оформленный счет и гарантийные обязательства.
Такая на первый взгляд «неполноценная» форма электронной коммерции безусловно разумна и целесообразна на современном этапе развития этого бизнеса в России и выгодна как продавцу, так и покупателю.
На правах рекламы: