Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Статья Оценка товарных знаков в китае А.Г. Санников. Патенты и лицензии
описание | темы | ключевые слова 
О становлении оценочной деятельности в КНР, о том, какие требования предъявляются к институтам оценки, созданным в стране, рассказывает патентовед, канд. экон. наук А.Г. Санников.
К 1987 г. процесс совместного предпринимательства в КНР, начавшийся в 1979 г., характеризовался объемом иностранных инвестиций в 9 млрд. долл. Для советских сторонников развития этой формы международного экономического сотрудничества такие цифры казались просто недостижимыми. Только Шанхаем с 1985 по 1987 г. в 270 созданных СП были привлечены инвестиции объемом 1,8 млрд. долл. За годы реформ в России сумма иностранных инвестиций составила 35 млрд. долл., что меньше их годового размера поступления в КНР.
Осложняет положение Китая и ухудшение отношения западных банков к инвестициям в страну. В результате опроса 20 постоянных клиентов компании «Филд фишер ватерхаус» о том, в какой стране труднее всего осуществлять охрану брэндов, партнер департамента интеллектуальной собственности М. Абель сделал вывод, что скорее всего в Китае. 16 респондентов также назвали КНР, 3 - Гонконг, 1 - Таиланд.Многие владельцы товарных знаков могут обнаружить товары с их товарными знаками, поступившие из Китая. Притом, что феномен брэндов возник не так давно, а во главе угла стоит стремление как можно быстрее набить карманы, использование имени известной зарубежной фирмы не выглядит чем-то из ряда вон выходящим.Правда, многие обладатели брэндов и других объектов интеллектуальной собственности не могут не признать усилий правительства КНР, направленных на их охрану. Необходимость создания правовых и силовых структур для соответствия стандартам международной торговли и финансов для него очевидна. Исполнительная власть всячески стремится противостоять глубоко укоренившимся культурным, моральным и экономическим воззрениям, привить уважение к правам собственности. В этих целях организуются публичные кампании, развенчивающие подделки и другие нарушения прав на товарные знаки.
Принятые в декабре 1995 г. Правила по управлению товарными знаками предприятия заложили основы оценки. Вслед за ними Временные правила по организации институтов по оценке товарных знаков детализировали требования к квалификации персонала, заявочным процедурам, операционным стандартам, системе записи и правовой ответственности подобных институтов. Эти нормативные акты определили подход к стандартизации оценки брэндов в КНР.
Процесс признания необходимости оценки брэндов и товарных знаков от разработки современного законодательства в области товарных знаков до создания организационно-правовой структуры их оценки занял менее трех лет.
Большое внимание Китай уделяет развитию науки и технологии, стараясь вывести национальную экономику на передовые позиции. Особое внимание обращается на конкурентоспособность национальных товаров и эффективность экономики. Наиболее отчетливо это проявляется по отношению к наукоемким отраслям, где прорыв наиболее ощутим.Поэтому вполне логично понимание китайскими властями того, что если при росте промышленного производства и повышения конкурентоспособности национальной продукции не будет создана система корректной оценки, включая механизм управления ею, то неизбежно последуют громадные потери государственной собственности и других активов, что нанесет непоправимый ущерб государству. Китайские предприятия обычно не рассматривают товарный знак как самостоятельный актив в своей управленческой концепции при определении размера ущерба, лицензировании, инвестициях или распространении. Стоимость товарного знака в пределах от минимальных значений до величин, сопоставимых с годовым размером прибыли предприятия, созданной его стоимостью, специально не отражалась на счетах хозяйствующих субъектов. Таким образом, предприятия испытывали трудности в ясном и четком обосновании будущего плана, понимании стратегии и тактики менеджмента.
В принятом деловом обороте, включая статьи об учреждении оценочных компаний, законодательстве и нормативных актах об оценке, термин «оценка прав на товарный знак» используется редко. Хотя законодательство в области охраны авторского права в общем случае называется «законом об охране авторских прав», законодательство в области охраны прав на товарные знаки редко называется "законом об охране прав на товарные знаки». По мнению китайского специалиста, нет необходимости уделять чрезмерное внимание словообразованию и исправлять терминологию. Нужно ясно усвоить, что когда речь идет об "оценке товарных знаков», в действительности подразумевается "оценка прав на товарные знаки».
Выделяется и другой момент: оценка товарного знака - это не то, что зачастую подразумевается под оценкой репутации знака. Например, товарный знак, только что зарегистрированный, но не запущенный в обращение, поэтому не имеющий оснований для того, чтобы говорить о его репутации, вполне может оцениваться как объект лицензирования. Использование такого товарного знака без надлежащего разрешения будет рассматриваться как нарушение исключительных прав. Исходя из этого его цену можно определить через размер компенсации за нарушение прав в отношении правообладания им.При оценке товарных знаков под объектом оценки уже понимаются права на него (или «исключительное право на использование товарного знака»). Вот это и надо четко уяснить, прежде чем приступать к оценке, - еще раз подчеркивает китайский специалист.
Китайские теоретики выделяют три подхода к оценке: доходный, рыночный и затратный. На их базе развились методы скользящей ставки, выделения финансовых потоков и ставки роялти. При этом ни один из них не является исчерпывающим. Все они имеют как достоинства, так и недостатки и нуждаются в поддержке другими методами. В настоящее время доходный подход признается в Китае наиболее приемлемым для ознакомления с теорией оценки и ее практикой. Рыночный подход с определенной точки зрения способствует наиболее важному информационному обеспечению последующего использования доходного подхода. Затратный подход при благоприятных обстоятельствах обеспечивает минимальную базу обоснованности результатов оценки товарных знаков.
Идеальный метод определения прибыльности товарного знака - сравнение с предприятием, производящим аналогичный ассортимент продукции. Например, предприятие имеет аналогичный производственный потенциал, техническое оборудование, качество продукции, управленческие возможности в сравнении с другим предприятием, но не имеет товарного знака. Тогда ожидаемая прибыль определяется разностью чистой прибыли, полученной предприятием, чей товарный знак используется, и чистой прибыли, полученной другим предприятием, которое товарный знак не использует. Это основной принцип дополнительного дохода.
Правовая длительность в основном относится к периоду действия регистрации товарного знака. В соответствии с китайским законом о товарных знаках срок правовой охраны составляет 10 лет. Он может продлеваться сколько угодно раз.
Права на товарный знак зависят от срока действия и территории, на которую распространяется охрана. Эффективность охраны знака в конкретной стране зависит от наличия регистрации или поданной там заявки. Например, замечено, что ряд иностранных предприятий вступает в лицензионные отношения с китайскими партнерами до подачи заявки на регистрацию товарного знака. А это значит, что лицензируемый товарный знак без регистрации в Китае не имеет на территории страны правовой охраны.
Метод сравнительных продаж (рыночный метод) основан на подборе такого товарного знака среди множества других, действующих на конкретном рынке, цена на который уже установлена в результате проведения сделок, и который по своим характеристикам идентичен или схож с оцениваемым товарным знаком (при этом под идентичностью понимается не сходство обозначений товарных знаков, а однородность групп товаров и услуг, маркируемых знаками, область правового регулирования, уровень реализации товаров и услуг на рынке и т.д.), сравнении его с оцениваемым товарным знаком по стоимостным параметрам с целью получения искомой стоимости путем последовательных ценовых итераций.
Метод самосравнения - метод суммарной разности. В общем случае оценивается вся совокупность активов предприятия по методу текущей стоимости доходных потоков. Одновременно по методу замещения стоимостей оцениваются материальные активы предприятия. Тогда разность между первым и вторым полученными значениями даст стоимостное значение интеллектуальной собственности предприятия. В пределах указанной разности вычленяются стоимости авторских прав, патентов, ноу- хау. Остаток составляет стоимость товарного знака предприятия.
Главный вывод, который можно сделать на основании опыта становления оценки в КНР, - безусловная заинтересованность государства в строгом учете результатов интеллектуальной деятельности, понимание того, что они составляют национальное богатство страны.
На правах рекламы: