Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Статья Как «развести» объекты авторского права и товарные знаки? В.Н. Дементьев Патенты и лицензии
описание | темы | ключевые слова 
Патентный поверенный, канд. юрид. наук В.Н. Дементьев анализирует законодательное и правоприменительное «разведение» двух видов объектов исключительного права: произведений и товарных знаков.
Одна из актуальных проблем правовой охраны интеллектуальной собственности - «стыковые случаи», когда один и тот же объект может охраняться нормами различного вида исключительных прав. В условиях, когда эти нормы содержатся в различных специальных законах (в частности, об авторском праве, с одной стороны, и о товарных знаках, с другой), разрабатываемых специалистами различного профиля, создается ситуация «необработанности» стыков подотраслей или институтов гражданского права на доктринальном, законодательном и, как следствие, правоприменительном уровнях. Представляется, что одной из задач разрабатываемой III части ГК РФ и является «разведение» отдельных видов объектов исключительных прав. При этом, исходя из природы исключительных прав, по мнению В.Н. Дементьева, следует придерживаться следующих принципов:
ни один из охраняемых законом видов исключительных прав не может быть ущербным по отношению к любому другому виду;
при столкновении различных видов исключительных прав определяющим является старшинство во времени появления права.Законодательное разведение произведений (объектов авторского права) и товарных знаков осуществлено в ст. 7 Закона о товарных знаках, в соответствии с которой: «не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие названия известных в Российской Федерации произведений науки, литературы и искусства, персонажи из них или цитаты, произведения искусства или их фрагменты без согласия обладателя авторского права или его правопреемников».
Из цитированного фрагмента ст. 7 Закона о товарных знаках следует, что препятствовать регистрации товарного знака могут лишь объекты, на которые распространяется действующее авторское право. Если же таковое не возникло или прекратило свое существование, будучи ограниченным законом во времени, то и препятствий с этой стороны к регистрации объекта авторского права любым лицом в качестве товарного знака не будет. Так, пушкинская строка «Я помню чудное мгновенье» может регистрироваться как товарный знак, поскольку авторское право в отношении стихотворения, из которого она взята, уже не существует.
Что касается появления авторского права, то, как известно, оно возникает лишь в случае, если речь идет о произведении, являющемся оригинальным творческим результатом, обладающим объективной новизной».
В соответствии с п. 3 ст. 6 этого закона часть произведения (включая его название) сама по себе служит объектом авторского права, если представляет собой результат творческой деятельности и может использоваться самостоятельно. Соблюдение последнего условия присуще рассматриваемой ситуации, поскольку воспроизведение названия произведения в товарном знаке и есть его самостоятельное (в отрыве от произведения в целом) использование. Что касается творческой деятельности, то она имеет место в случае, если название произведения, имя персонажа и т.п. являются творческими, оригинальными. Этот вывод, вытекающий из правовой нормы, подтверждается и судебной практикой.
Односложное название произведения, взятое из живого языка, нельзя рассматривать как результат творческой деятельности. Название произведения как результат творческой деятельности возникает там и тогда, когда оно является именно произведением самого автора.
Анализируемая норма Закона о товарных знаках не допускает регистрацию в качестве товарного знака на имя третьих лиц произведений, которые «известны в Российской Федерации», При этом практика экспертизы такова, что под известностью у нас понимается не просто известность, а широкая известность, более того, общеизвестность. Представляется, что этот подход нарушает упомянутый выше принцип: никакое исключительное право не может быть ущербным по отношению к другому исключительному праву. Возникновение авторского права соответствующее законодательство не связывает с масштабностью обнародования произведения. Достаточно его выражения в какой-либо объективной форме, позволяющей иным лицам (помимо автора) ознакомиться с произведением. А коли так, то нет оснований в понятие известности произведения в законодательстве о товарных знаках вкладывать иной смысл, нежели вытекающий из законодательства об авторском праве, говорит В.Н. Дементьев. В противном случае неизбежна коллизия между двумя видами исключительных прав.
Дело в том, что владельцу авторского права в соответствии со ст. 16 Закона об авторском праве принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Нанесение товарного знака на какой-либо товар или упаковку, равно как его использование в деловой переписке, в рассматриваемой ситуации будет нарушением исключительных прав на использование произведения, а следовательно, повлечет наступление ответственности нарушителя. Обладатель авторского права может требовать от нарушителя, в частности, прекращения действий, нарушающих его право, т.е. блокировать использование товарного знака, что делает его регистрацию бессмысленной.
В связи с этим обстоятельством нет оснований для толкования и применения ст. 7 Закона о товарных знаках так, как в настоящее время это делает экспертиза, подменяя прописанную в законе известность (факт обнародования произведения) широкой известностью. В защиту такого подхода выдвигается довод, что эксперт обычно знает лишь о широко известных произведениях, однако это не представляется убедительным. Анализируемая норма предназначена для применения не только, и даже не столько на стадии экспертизы заявленных обозначений, сколько для возможного оспаривания правомерности регистрации с нарушением авторских прав.Из перечисленных в ст. 15 Закона об авторском праве видов личных неимущественных прав автора произведения право авторства и право на защиту репутации автора не препятствуют реализации другим лицом исключительных прав на произведение, чего нельзя сказать о праве на имя и праве на обнародование произведения. Право на имя (не совпадающее с правом авторства) означает способ указания имени автора при использовании произведения: с указанием имени автора, под псевдонимом или анонимно. Последнее возможно лишь с согласия автора. И поскольку будущий владелец товарного знака, естественно, не заинтересован в появлении на знаке каких-то идентифицирующих автора обозначений, отказ автора от указания его имени или псевдонима должен быть оговорен как существенное условие договора. Закон об авторском праве в ст. 15 прямо указывает на возможность включения такого условия в договор: «разрешать использовать произведение без обозначения имени, т.е. анонимно».
Группа разработчиков проекта III части ГК РФ (раздела «Исключительные права»), возглавляемая профессором В.А. Дозорцевым, предлагает более радикальное решение рассматриваемой коллизии: исключить из перечня произведений, являющихся объектами авторского права, «изображения, специально созданные для товарных знаков». В принципе соглашаясь с таким предложением, В.Н. Дементьев хотел бы обратить внимание на его непонятную ограниченность только изображениями, поскольку такая ситуация возможна и в отношении других произведений, в частности, музыкальных (музыкальные заставки, регистрируемые в качестве товарных знаков), литературных (слоганов), т.е. речь следует вести вообще о «произведениях, специально созданных для целей регистрации в качестве товарных знаков (знаков обслуживания)».
На правах рекламы: