Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Статья МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДЕЛИКТЫ И КИБЕРПРОСТРАНСТВО Lex mercatoria и проблема защиты интеллектуальной собственности в Интернете Александр МЕРЕЖКО
описание | темы | ключевые слова 

Поскольку Интернет имеет транснациональный характер, это чрезвычайно затрудняет решение юридических проблем, связанных с территориальной юрисдикцией и территорией государств. Кроме того, киберпространство может представлять собой уникальное средство для совершения деликтов международного характера. Примерами деликтов, совершаемых в киберпространстве, являются, в частности, нарушение авторского права и других прав интеллектуальной собственности, а также диффамация.

Помимо деликтов, создания особого юридического режима требуют также проблемы, касающиеся заключения, содержания и выполнения контрактов в Интернете. В частности, возникает вопрос относительно адекватности применения в киберпространстве традиционных коллизионных норм МЧП. В связи с этим автор предлагает взглянуть на юридические проблемы, связанные с Интернетом, не с точки зрения МЧП, а с точки зрения концепции транснационального торгового права (lex mercatoria).

С целью более эффективного нормативного регулирования сделок в киберпространстве необходимо, чтобы стороны этих сделок включали в них в качестве одного из условий арбитражную оговорку касательно применения в случае разногласий норм lex mercatoria. Поскольку многие пользователи Интернета не являются профессионалами в сфере международной торговли, использование предлагаемых арбитражных оговорок может породить вопрос по поводу принудительного осуществления в судебном порядке так называемых "контрактов о присоединении". Поэтому с точки зрения суда, контракты о присоединении должны находиться на особом подозрении в связи с тем, что они могут быть легко навязаны потребителю более сильной стороной контракта. Таким образом, законодательство о защите прав потребителей может привести к недействительности некоторых арбитражных оговорок, например, в тех случаях, когда такая оговорка в качестве единственного защитного средства потребителя против провайдера интернет-услуг предполагает обращение в арбитраж, расположенный в далеком и неудобном для потребителя месте. С другой стороны, симптоматично, что некоторые международные учреждения уже сегодня приходят к выводу, что нормы lex mercatoria вполне применимы к коммерческим сделкам, осуществляющимся в киберпространстве.

Возьмем в качестве примера вопрос о применении норм lex mercatoria к спорам в связи с авторским правом в Интернете. В этой связи в юридической литературе предлагалось несколько моделей регулирования авторского права в киберпространстве.

Сторонники первой, наиболее радикальной, модели предлагают использовать lex mercatoria в качестве концептуального образца с целью признания нового типа юрисдикции в киберпространстве. Ряд авторов утверждают, что специфика Интернета, который не связан с какой-либо конкретной юрисдикцией, требует создания особой отрасли права для решения споров в киберпространстве. Отдельные юристы даже выступают за принятие модельного законодательства и создание системы особых "киберсудов".

Вторая модель предполагает минимальное вмешательство со стороны государства и создание стандартных договорных условий, которые следует инкорпорировать в сеть контрактов между пользователями и провайдерами Интернета. Некое lex mercatoria или lex informatica может таким образом возникнуть путем накопления стандартных договорных положений по поводу предоставления услуг онлайн, возможно, расширенное принятием дополнительных унифицированных материальных законов в области авторского права.

В контексте рассмотренных выше моделей в юридической литературе выдвигались две довольно схожие между собой концепции, представляющие вариации теории lex mercatoria: концепция создания lex mediatica и концепция lex informatica. Подобно lex mercatoria суть lex mediatica заключается в том, что она является продуктом спонтанного принятия единообразных норм соответствующими профессиональными институтами и организациями с помощью стандартных договорных положений.

Сторонники концепции lex mediatica обосновывают существование трех следующих принципов, являющихся ее основой, два из которых уже приняты международным сообществом.

Согласно первому принципу, исполнение произведения имеет место тогда, когда это произведение передается (транслируется) на спутник, а не тогда, когда произведение транслируется с этого спутника. С помощью данного принципа происходит как бы ранняя фиксация потенциальной ответственности стороны, передающей произведение на спутник. Во-вторых, сторона, транслирующая произведение на спутник, и сторона, получающая это произведение со спутника, несут совместную ответственность перед автором в случае нарушения его авторских прав. Третий принцип lex mediatica заключается в том, что договорному подходу должно отдаваться предпочтение, когда речь идет о защите прав интеллектуальной собственности при спутниковой трансляции.

Lex mediatica и ее принципы могут быть применимы к киберпространству и послужить основой для развития стандартных норм регулирования отношений в Интернете. Фундаментом lex informatica должны стать "киберобычаи" по типу уже существующих специальных правил поведения в Сети этического характера, так называемого "нетикета" (netiquette) или "нетэтики" (nethics). Свидетельством формирования подобных киберобычаев могут служить правила "политики пользования" Интернетом (Application Use Policies) провайдеров доступа в Интернет и интернет-услуг. Система этих правил позволяет гибко и достаточно эффективно решать споры, связанные с Интернетом.

На правах рекламы: