Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Статья Охрана товарных знаков с элементами географического характера Э.П. Скорняков Патенты и лицензии
описание | темы | ключевые слова 
С предложением более четко определить в соответствующих нормативных документах условия регистрации товарных знаков, содержащих словесные элементы географического характера, выступает Э.П. Скорняков (РИИС).
По мере развития деловых отношений между отечественными и зарубежными производителями различных товаров, особенно продовольственных, все чаще возникает ситуация, когда реализуемый на российском рынке товар является продуктом совместного производства. При этом нередко его исходный компонент поставляется иностранным партнером. Например, чай, кофе, концентраты различных напитков поступают в Россию в виде полуфабрикатов, доводятся отечественными партнерами до товарного вида (фасуются, упаковываются, разливаются в бутылки и т.п.) и затем реализуются.
Для маркировки таких товаров отечественные производители по согласованию с зарубежными партнерами стремятся использовать товарные знаки, в состав которых входят словесные элементы географического характера, отражающие их оригинальное происхождение. При этом отечественные производители предпринимают попытки регистрации таких товарных знаков в России.Анализ зарегистрированных в последние годы товарных знаков показывает, что довольно часто в них присутствуют словесные элементы географического характера, никак не связанные с местонахождением заявителя. Так, выборочный просмотр десяти бюллетеней Роспатента «Товарные знаки» (№ 1 и 2 за 1999 г. и № 17 - 24 за 1998 г.) позволил выявить около 20 таких товарных знаков. Большинство из них относилось к комбинированным, остальные - к чисто словесным.
К сожалению, в нормативных документах и официальных изданиях Роспатента нет разъяснений, касающихся рассматриваемых обозначений.
Для устранения правовой неопределенности необходимо в соответствующих подзаконных нормативных документах (методических указаниях, правилах, разъяснениях и т.п.) более четко определить условия, при которых возможна регистрация подобных товарных знаков.
Есть еще один аспект данной проблемы. Кто должен устанавливать способность товарного знака ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя? Не предоставить ли такое право самому потребителю, не вовлекая в этот процесс экспертизу ФИПС? Закон о защите прав потребителей позволяет привлечь к ответственности владельца товарного знака, который ввел потребителя в заблуждение и нанес ему определенный ущерб, в том числе моральный.
На правах рекламы: