Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Лекции Право потребителя на информацию об электронных товарах и услугах В.А. Кройтор
описание | темы | ключевые слова 
Согласно ст. 3 Закона Украины "О защите прав потребителей" потребители, которые находятся на территории Украины во время приобретения, заказа или использования товаров (работ, услуг) для удовлетворения своих бытовых нужд, имеют среди иных и право на необходимую, доступную и достоверную информацию о количестве, качестве и ассортименте товаров (работ, услуг). Любой потребитель имеет право требовать от продавца (исполнителя). предоставления следующей информации: - названия нормативных документов, требованиям которых должны отвечать товары (работы, услуги); - перечень основных потребительских свойств товаров (работ, услуг), а относительно продуктов питания - состав (включая перечень использованных в процессе их изготовления других продуктов питания и пищевых добавок), калорийность, содержание вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями нормативных документов и противопоказания по их применению; - цена и условия приобретения товаров (работ, услуг); - дата изготовления; - гарантийные обязательства изготовителя (исполнителя); - правила и условия эффективного использования товаров (работ, услуг); - срок службы (годности) товаров (результатов работ), сведения о необходимых действиях потребителя после его окончания, а также о возможных последствиях в случае невыполнения этих действий; -наименование и адрес изготовителя (исполнителя, продавца) и предприятия, осуществляющего его функции в отношении принятия претензий от потребителя, а также проводящего ремонт, техническое обслуживание. Относительно товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, потребителю должна предоставляться информация об их сертификации. Относительно товаров (работ, услуг), которые при определенных условиях могут быть опасными для жизни, здоровья потребителя и его имущества, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя информацию о таких товарах (работах, услугах) и о возможных последствиях их влияния (п..1 ст. 18 Закона "О защите прав потребителей"). Данная информация должна доводиться до сведения покупателей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетке, а также маркировкой, - указанием даты изготовления или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. На упаковке содержится та же информация, что и на товаре. Чем грозит продавцу отказ от предоставления информации о товаре или предоставление недостоверной информации? Ответственность установлена п. 4 ст. 18 Закона "О защите прав потребителей", согласно которому потребитель имеет право расторгнуть договор и требовать полного возмещения убытков. Особо следует остановиться на убытках, причиненных потребителям товарами - (работами, услугами), приобретенными в результате недобросовестной рекламы. Недобросовестной рекламой является заказ, изготовление, размещение или распространение физическими или юридическими лицами (рекламодателями) информации, направленной на формирование или поддержание интереса к товарам, работам, услугам, которая не соответствует требованиям Указа Президента Украины от 05.12.94 г. "О мерах по недопущению недобросовестной рекламы и ее прекращению" и другим актам законодательства Украины и может принести вред гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям или государству. Упомянутый Указ лишь частично восполняет существующий пробел в законодательстве о рекламе и рекламной деятельности, в частности указывает, что рассмотрение дел о недобросовестной рекламе в сфере защиты прав потребителей возлагается на Государственный комитет Украины по делам защиты прав потребителей, Следует заметить, что при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или неполной информацией о товарах (работах, услугах) или недобросовестной рекламой" необходимо исходить из предположения, что у потребителя нет специальных знаний о свойствах и характеристиках приобретаемых им товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю товарами (работами, услугами), приобретенными в результате недобросовестной рекламы, подлежат возмещению виновным лицом и полном объеме. Значит, данное положение распространяется и на информацию размещенную в электронной среде. В связи с указанным, возможна защита от недобросовестной рекламы в сфере электронной коммерции.
На правах рекламы: