Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Статья Потеря различительной способности товарными знаками A.M. Пантюхина Патенты и лицензии
описание | темы | ключевые слова 
На эту тему размышляет директор патентного агентства «Паримар», патентный поверенный A.M. Пантюхина (Санкт-Петербург).
"Число слов, способных выполнить функции товарного знака, в нем, к сожалению, ограничено. Во-первых, это обусловлено критериями охраноспособности, закрепленными в Законе о товарных знаках. Так, не могут быть зарегистрированы слова, не обладающие различительной способностью, общепринятые термины, обозначения, указывающие на вид, качество товаров и т.д. Выпадают из числа потенциальных товарных знаков и слова, способные ввести потребителя в заблуждение, а также противоречащие общественным интересам и морали (ст. 6 и 7 Закона).
Во-вторых, сокращает список потенциальных товарных знаков и качественный состав языка. Это касается слов тождественных или близких по смыслу, сходных по звучанию либо написанию. Кроме того, в русском языке существует множество таких слов, которые не будут выбраны заявителем в качестве товарного знака из-за их негативной смысловой нагрузки.
В-третьих, на формирование массива потенциальных товарных знаков оказывает влияние и историческое развитие языка. Учитывая, что регистрация товарных знаков приводит к монополизации словесных обозначений, очевидно, что следствием этого процесса является потеря различительной способности словесными товарными знаками.
Можно выделить следующие пути решения данной проблемы заявителями товарных знаков. Это:
- изобретение новых словообразований;
- создание неординарных образов-эпитетов;
- формирование лозунгов (слоганов, девизов);
- поиск забытых или редко используемых слов.
Однако предлагаемые варианты имеют опасность натолкнуться на препятствия в виде таких критериев охраноспособности товарных знаков, как «различительная способность» и «тождество и сходство» с ранее зарегистрированными обозначениями.
Велика, например, вероятность отказа в регистрации изобретенных обозначений, состоящих только из букв, на основании подпункта 1.1 п. 2.3 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания. Данная норма относит к обозначениям, не обладающим различительной способностью, обозначения, "представляющие собой отдельные буквы, не имеющие характерного графического исполнения... и сочетания букв, не имеющие словесного характера».
По-видимому, уже назрела потребность в пересмотре либо уточнении положений, касающихся критериев охраноспособности товарных знаков. При проведении подобной работы целесообразно, на мой взгляд, учесть и положения п. 1 ст. 15 TRIPS. Данная норма говорит о том, что любые обозначения, с помощью которых можно отличить товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг другого предприятия, в том числе слова, буквы, цифры, могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. В случае, если обозначение не обладает различительной способностью в отношении соответствующих товаров и услуг, страны-члены могут ставить возможность регистрации знака в зависимость от различительной способности, приобретенной в процессе его использования. Кроме того, следует предусмотреть охрану обозначениям, представляющим словесные сочетания, хотя и содержащие в своем составе элемент, являющийся зарегистрированным товарным знаком на имя третьего лица, однако в силу неординарности всего словесного сочетания обладающим оригинальностью и, как следствие, высокой различительной способностью. "
На правах рекламы: