Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Вопросы и ответы Наиболее острые вопросы по защите прав потребителей электронных сделок В.А. Кройтор, М.М. Фролов
описание | темы | ключевые слова 
1. Какова судебная практика, связанная с нарушением прав потребителей в сети инернет.


Ответ. Конкретных примеров несколько. Существуют дела о незаконном использовании доменных имён, среди которых выделяется kodak.ru.
Исследование материалов которого позволяют сделать вывод о том, что судебная практика имеет сложившиеся рекомендации относительно разбирательства указанной категории дел. Так, существуют рекомендации Всемирной организации интеллектуальной собственности, среди которых процедура UDRP регламентирующая порядок рассмотрения споров между собственниками доменных имён. В частности, указанный документ содержит определение добросовестного владельца и регистратора доменного имени, а также недобросовестного. Критерий недобросовестности владельца и регистратора доменного имени состоит в действиях связанных с легализацией имени направленных на дальнейшую продажу, а не использование домена. Данный документ важен, в первую очередь для третейских судов, которые могут рассматривать споры о принадлежности доменных имён.
Кроме того, возникает вопрос о возможности применения законодательства других стран к вопросам защиты прав, в том числе, потребителей.
Так, группа программистов из Казахстана, незаконно проникла в систему коммерческих новостей агентства Bloomberg. По действующему на тот момент законодательству их нельзя было привлечь к уголовной ответственности на Родине. В связи с этим, они были приглашены в Великобританию и задержаны в соответствии действующим, в стране пребывания законодательством.

2. Может ли гражданин защитиь свое право потребителя и обменять товар надлежащего качества сфере электронной коммерции, и какие доказательства необходимо предоставить.
Среди перечисленных в законе Украины "О защите прав потребителей" возможностей следует указать, что потребитель имеет право обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, у которого он был приобретен, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам, не может быть им использован по назначению. Потребитель имеет право на обмен товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня покупки.
Надо заметить, что обмен товара надлежащего качества производится, если он не употреблялся и если сохранены его товарный вид, потребительские качества, пломбы, ярлыки, а также товарный или кассовый чек или другие документы, выданные потребителю вместе с проданным товаром. Перечень товаров, не подлежащих обмену (возврату), на основаниях, указанных выше, утвержден Постановлением Кабинета министров Украины от 19.03.94 г. "О реализации отдельных положений Закона Украииы "О защите прав потребителей".
Дейстующее законодательство Украины не предусматривает особенностей защиты прав потребителей при осуществлении электронных сделок. Поэтому мы рекомендуем потребителю в каждом случае заключения сделок с помощью электронных средств сохранять пломбы, ярлыки, а также товарный или кассовый чек или другие документы, выданные потребителю вместе с проданным товаром.
3. Все ли товары, которые приобретены в сфере электронной коммерции могут быть обменяны потребителем.
Видимо, речь идёт прежде всего, о товарах надлежащего качества.Среди перечисленных в законе Украины "О защите прав потребителей" возможностей следует указать, что потребитель имеет право обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, у которого он был приобретен, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам, не может быть им использован по назначению. Потребитель имеет право на обмен товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня покупки.
Надо заметить, что обмен товара надлежащего качества производится, если он не употреблялся и если сохранены его товарный вид, потребительские качества, пломбы, ярлыки, а также товарный или кассовый чек или другие документы, выданные потребителю вместе с проданным товаром.
Однако, слудует учитывать, что существует перечень товаров, не подлежащих обмену (возврату), на основаниях, указанных выше, который утвержден Постановлением Кабинета министров Украины от 19.03.94 г. "О реализации отдельных положений Закона Украииы "О защите прав потребителей". Кроме того, ст. 14 Закона предусматривается возможность обмена, в определённых случаях, товара ненадлежащего качества на товар надлежащего качества.
4. Что делать если в интеренет-магазине приобретён товар ненадлежащего качества. 4. Ответ. Государство, регулируя отношения между потребителями товаров (работ, услуг) и изготовителями, исполнителями, продавцами, устанавливает Права потребителей и определяет механизм реализации государственной защиты их прав. При этом оно устанавливает гарантированный уровень потребления, который обеспечивается: - стимулированием производства товаров, выполнения работ и предоставления услуг; - введением в случае необходимости нормированного распределения товаров, если нет гарантий их свободного приобретения каждым потребителем; - введением компенсационных выплат, разных видов помощи а льгот гражданам. Следует остановиться на положении Закона, устанавливающем право потребителя на надлежащее качество товаров (работ, услуг). Потребитель имеет право требовать от продавца (изготовителя, исполнителя), чтобы качество приобретенного им товара (выполненной работы, предоставленной услуги) соответствовало требованиям нормативных документов, условиям договоров, а также информации о товаре (работе, услуге), которую предоставляет продавец (изготовитель, исполнитель). Требования к товару (работе, услуге) относительно его безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителя, а также окружающей природной среды устанавливаются нормативными документами. Государство поэтому обязывает изготовителя (исполнителя) брать на себя определенные гарантийные обязательства в обеспечении нормальной работы (применения, использования) товара (работы, услуги), в том числе комплектующих изделий, на протяжении гарантийного срока, установленного законодательством, а в случае его отсутствия - договором. Такой срок должен указываться в паспорте на товар (работу, услугу) или на его этикетке, или в каком-либо другом документе, который прилагается к товару (работе, услуге). Для медикаментов, продуктов питания и других товаров, потребительские особенности которых могут со временем ухудшаться и представлять опасность для жизни, здоровья, имущества и окружающей природной среды, устанавливается срок годности, который считается гарантийным сроком. Срок Годности исчисляется от даты изготовления. На сезонные товары (одежду, меховые изделия и др.) гарантийный срок исчисляется с начала соответствующего сезона. Перечень сезонных товаров, гарантийные сроки по которым исчисляются с начала соответствующего сезона, утвержден Постановлением Кабинета министров Украины от 19.03.1994 г. № 172 "О реализации отдельных положений Закона Украины "О защите прав потребителей" Гарантийные обязательства по качеству продукции, работ и услуг действительны на протяжении гарантийных сроков (сроков годности). Сущность гарантийного срока состоит в том, что, например, потребитель при выявлении недостатков или фальсификации товара на протяжении гарантийного срока (срока годности), установленного обязательными для сторон правилами или договором, имеет право по своему выбору требовать от продавца или изготовителя: а) бесплатного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; б) замены аналогичным товаром надлежащего качества; в) соответствующего уменьшения его покупной цены; г) замены таким же товаром другой модели с соответствующим перерасчетом покупной цены; д) разрыва договора и возмещения полученных убытков. Указанные выше требования потребителя удовлетворяются относительно товаров, на которые не истек срок гарантии (срок годности). Причем относительно непродовольственных товаров, которые были в употреблении и реализованы через розничные комиссионные торговые предприятия, требования потребителя, указанные в данном пункте, удовлетворяются с согласия продавца (ст, 14 Закона "О защите прав потребителей"). При этом нет разницы в том, где приобретён товар, - в обычном магазине или через интернет.
5. Мною через интеренет был заказан авиабилет в Нидерланды, но курьер опоздал на несколько часов, что исключило возможность своевременного приезда в аеропорт. Могу ли я защитиь свои права потребителя.
Да, можете. Гарантийные обязательства действуют и при выполнении исполнителем работ и предоставлении услуг. Так. согласно ст. 15 Закона "О защите прав потребителей", если исполнитель отступил от условий договоре, что привело к ухудшению выполнения работы (услуги), или допустил другие недочеты в выполнении работы (услуги), потребитель имеет право по своему выбору требовать бесплатного устранения этих недостатков в соответствующий срок или возмещения расходов, которые он получил при устранении своими средствами недостатков работы, или соответствующего уменьшения вознаграждения за работу (услугу). При наличии в работах (услугах) существенных отклонений от условий договора или других существенных недостатков потребитель имеет право требовать расторжения договора и возмещения убытков. Если существенные отклонения от условий договора или другие существенные недостатки были выявлены в работе (услуге), выполненной из материала потребителя, потребитель имеет право требовать по своему выбору или выполнения ее из такого же материала исполнителя, или расторжения договора и возмещения убытков. Потребитель также может требовать возмещения убытков, причиненных товарами (работами, услугами) ненадлежащего качества, а также вреда, причиненного опасными для жизни и здоровья людей товарами (работами, услугами).
На правах рекламы: