Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Лекции Международно-правовые стандарты в области защиты прав потребителя В.А. Кройтор
описание | темы | ключевые слова 
Первые попытки в разработке целостной концепции защиты прав потребителей были предприняты в конце XIX столетия- в период бурного развития производительных сил. Уже тогда правительства некоторых наиболее развитых стран осуществили ряд акций, направленных на ограничение произвола производителей и торговцев. В частности, были приняты нормативные акты, защищавшие потребителей от фальсификации продуктов питания. Как показало время, качество таких нормативных актов оказалось достаточно высоким. К примеру, некоторые законы, принятые в Германии в то время, действуют и сейчас. Однако в отношениях органов власти и потребителя еще долгое время правительствами ничего кардинального не предпринималось. Точкой отсчета в повороте к интересам потребителей считается 15 марта 1962 г., когда было опубликовано специальное послание президента Соединенных Штатов Америки Джона ф. Кеннеди о защите прав потребителей. В этот день впервые был провозглашен принцип преимущества интересов потребителя над интересами производителя и сформулирован перечень прав потребителя, который затем начал применяться не только в США, но и во всем мире. В частности, в послании провозглашались следующие права потребителя: на безопасность, на защиту от продажи товаров, которые представляют угрозу для жизни или здоровья человека; на выбор - обеспечение по мере возможностей доступа к разнообразным товарам по доступным ценам; на информацию - защиту от ложных информации, рекламы, маркировки и т. п.; быть выслушанным - право на то, чтобы интересы потребителя в полной мере и доброжелательно учитывались при формировании правительственных программ и чтобы их дела беспристрастно и оперативно рассматривались в судебных органах. Впоследствии к этому перечню добавились: Право на просвещение потребителей; право на содействие экономическим интересам потребителей и защита этих интересов; право на создание общественных организаций, направленных на защиту прав и интересов потребителей (В. Український. Чи повинна держава захищати права споживача? // Право України.-1993.-№ 5-6). Таким образом, правительство США впервые провозгласило намерение взять под свой контроль интересы потребителей и тем самым положило начало большой законодательной работе во всем мире. Так, на сегодняшний день в Японии принято 50, а в Австрии - уже 200 законов в сфере правовой защиты прав потребителей. Поэтому 15 марта Организацией Объединенных Наций провозглашено Всемирным днем потребителя, который отмечается ежегодно во всем мире. Проблемой защиты прав потребителей, кроме национальных правительств, интересовалась и Организация Объединенных Наций: более чем 10-летняя работа в этом направлении закончилась принятием в мае 1985 г. Руководящих принципов для защиты интересов потребителей, которые признаны во всем мире, в том числе и Украиной. Особенностью этого документа является содержание рекомендаций правительствам мирового сообщества. Именно в них, в правительствах, ООН прежде всего видит гарант защиты прав и интересов потребителей. Так, правительства, по мнению ООН, должны разрабатывать, укреплять или продолжать активную политику защиты интересов потребителей с учетом изложенных в Руководящих принципах. При этом каждое правительство должно определить свои собственные первоочередные задачи в области защиты интересов потребителей в соответствии с экономическими и социальными условиями страны и потребностями своего населения, а также с учетом издержек и преимуществ намечаемых мер. Именно правительства должны заняться созданием или сохранением надлежащей инфраструктуры для разработки, осуществления и контроля политики защиты интересов потребителей. Особое внимание должно быть уделено обеспечению того, чтобы меры по защите интересов потребителей принимались на благо всех слоев населения, особенно сельского (пункты 2, 4 Руководящих принципов). Руководящие принципы содержат в себе международный опыт защиты интересов и прав потребителей и соответственно тот стандарт, которым должны руководствоваться правительства, еще не разработавшие и не принявшие целостной концепции защиты прав потребителей. Примечательно, что Украина уже сделала первые шаги в указанном направлении. В мае 1991 г. она первой среди республик бывшего Союза ССР приняла Закон "О защите прав потребителей". Во исполнение положений этого Закона в июле 1992 г. был образован Государственный комитет Украины по делам защиты прав потребителей. Однако, как показало время, Закон "О защите прав потребителей" от 12 мая 1991 г. не полностью отвечал современным требованиям, что и привело к тому, что Законом от 15 декабря 1993 г. Верховный Совет Украины внес в указанный Закон ряд существенных изменений и дополнений. За время действия Закона Кабинетом министров был принят ряд нормативных актов, развивающих положения Закона. Безусловно, что как законодательной, так и исполнительной власти предстоит немалая работа по созданию целостной концепции защиты прав потребителей. Ибо, как свидетельствует мировой опыт, приоритет в данном деле сохраняется за государством, которое может и должно быть настоящим гарантом защиты прав потребителей. Конечно, указанное нисколько не умаляет важности и значимости роли граждан как потребителей, так и судебной власти, призванной защищать их права и интересы.
На правах рекламы: