Мировой опыт показывает, что в отношениях с экономически более сильными производителями товаров и услуг, а также торговыми предприятиями и организациями недостаточно правовых мер защиты лишь отдельного потребителя, важно охранять их коллективные интересы. Экономическое неравенство сторон может быть преодолено системой специальных мер юридического характера, которая обеспечила бы права и законные интересы граждан-потребителей. Среди этих мер следует отметить
разрешение гражданам-потребителям создавать общественные организации, способные противостоять любым попыткам диктата или нарушения
прав потребителей производителями товаров и услуг, а также торговыми организациями. Общества потребителей призваны изучать общественное мнение об уровне и качестве жизни, обеспечивать потребителей
информацией об ассортименте и качестве товаров и услуг, обучать и распространять знания о правах потребителей, организовывать независимые экспертизы и содействовать развитию научных исследований по проблемам, затрагивающим интересы потребителей, а также осуществлять представительство потребителей в суде, применять к производителям товаров и услуг, а также торговым организациям, нарушающим права граждан, меры превентивного характера, осуществлять юридическое консультирование и оказание правовых услуг (Шерстобитов А. Е. Правовое регулирование организации и деятельности общества потребителей в СССР //Советское государство и право,- 1991.- №3).
Примечательно, что прежде чем были созданы государственные структуры, деятельность которых нацелена на защиту прав потребителей, возникли именно общественные организации защиты прав потребителей. Так, еще в 1936 году была учреждена национальная организация потребителей США. Аналогичные организации возникли во Франции и ФРГ (1951 г.), Великобритании (1957 г.), Канаде (1960 г.). Правда, не получив решительной поддержки со стороны правительственных учреждений, они были обречены на мелкие и эпизодические акции против своеволия производителей и только иногда/добивались шумных локальных побед (Український В. Чи повинна держава захищати споживача? // Право України.- 1993.- № 5-6).
В Украине общества защиты прав потребителей заявили о себе в 1989 году, и на сегодняшний день можно говорить, что в стране существует общественное движение по защите прав потребителей. Создана Украинская ассоциация обществ потребителей" Ассоциация принимала участие в принятии Закона Украины "О защите прав потребителей"; по ее инициативе был создан Государственный комитет по вопросам защиты прав потребителей, как это предусмотрено в развитых демократических государствах. Открываются лаборатории независимой экспертизы, в Одессе начала свою работу Международная школа консьюмеризма (движения по защите прав потребителей), созданы бюро юридической помощи населению, выходят газеты "Эктос" (Одесса) и "Без иллюзий" (Днепропетровск), новая газета ассоциации "Разом". Зарегистрировано Международное агентство потребительской информации.
Телефоны Ассоциация защиты прав потребителей я ее региональных представительств:
Киев 224-30-75
Днепропетровск 27-16-12
Львов 79-76-86
Мариуполь 5-12-82
Донецк 58-00-12
Запорожье 52-20-84, 34-92-68
Измаил 2-47-41
Краснодон 2-77-35
Кривой Рог 74-72-71
Черновцы 3-98-48
Николаев 35-90-81
Одесса 28-36-38
Харьков 40-30-26
Херсон 7-78-45
Хмельницкий 6-57-70
Правовой основой деятельности общественных организаций потребителей (объединений потребителей) с целью защиты своих законных прав и интересов являются законы Украины "О защите прав потребителей", "Об объединениях граждах".
В соответствии со ст. 26 Закона "О защите прав потребителей" объединениям потребителей, предоставлены широкие права. В частности, они имеют право:
- изучать потребительские свойства продукции, спрос на нее, проводить опрос населения для выявления общественного мнения о качестве выпускаемых и реализуемых товаров и ценах на них;
- проводить экспертизу и испытания товаров (работ, услуг);
- получать от органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления информацию, необходимую для реализации своих целей и задач;
- способствовать государственным органам в осуществлении контроля за качеством товаров (работ, услуг), торгового и других видов обслуживания;
- в соответствии с
законодательством организовывать юридическую и консультационную помощь потребителям;
- вносить предложения по разработке нормативных
документов, устанавливающих требования к качеству товаров (работ, услуг);
- в соответствии с
законодательством представлять и защищать интересы потребителей в органах государственной власти и управления и местного самоуправления;
- вносить в органы государственного управления и хозяйствующим субъектам предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), о временной приостановке выпуска и реализации товаров (работ, услуг), которые не отвечают установленным требованиям к качеству, о прекращении производства, изъятии из реализации и
продажи товаров (работ, услуг), представляющих опасность для жизни, здоровья и
имущества граждан или причиняющих вред окружающей природной среде, а также об отмене цен, установленных с нарушением действующего законодательства;
- обращаться с иском в суд о признании действий продавца, исполнителя, изготовителя (предприятий, выполняющих их функции) противоправными, относительно неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий;
- в соответствии с законодательством защищать в судебном порядке права потребителей, не являющихся членами общественных организаций потребителей (объединений потребителей);
- обращаться в правоохранительные органы и органы государственного управления о привлечении к
ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации некачественных товаров (работ, услуг);
- информировать общественность о правах потребителей;
- содействовать развитию международного сотрудничества в
области защиты прав и интересов потребителей:
Так, в Харькове действует Харьковское общество защиты прав потребителей (ХОЗПП) (310057г. Харьков, ул. Сумская. 3, т. 23-47-75). В качестве
приложения приводятся рекомендуемые в ХОЗПП образцы заявлений граждан в случае приобретения ими товара ненадлежащего качества.
Безусловно, общественное потребительское движение еще молодо и его становление будет зависеть от поддержки этого движения государственными структурами власти, а еще более -от активности самих граждан. Таким образом, защита прав потребителей при осуществлении
электронной коммерции возможна и путем обращения в общественные объединения по защите прав потребителей.