Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Лекции Защита прав потребителя электронных товаров и услуг путем обращения в государственные органы В.А. Кройтор
описание | темы | ключевые слова 
Согласно ст. 4 Закона Украины "О защите прав потребителей" защита прав потребителей является одним из направлений деятельности государства. Оно обеспечивает гражданам защиту их интересов как потребителей, предоставляет возможность свободного выбора товаров (работ, услуг), получение знаний и квалификации, необходимых для, принятия самостоятельных решений во время приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с их потребностями, и гарантирует приобретение или получение другими законными способами товаров (работ, услуг) в объемах, обеспечивающих уровень потребления, достаточный для поддержания здоровья и жизнедеятельности. Конкретно государственная защита прав граждан как потребителей возлагается на Государственный комитет Украины по делам защиты прав потребителей и его органы в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, Государственный комитет Украины по стандартизации, метрологии и сертификации и его территориальные органы, органы и учреждения государственного санитарного надзора Украины, другие органы государственной исполнительной власти, на которые возложен контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), предназначенных для потребителей. В частности, Государственный комитет Украины по делам защиты прав потребителей и его органы в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, обеспечивая реализацию государственной политики по защите прав потребителей, наделяются правом: - давать хозяйствующим субъектам обязательные для выполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителей; - проверять у хозяйствующих субъектов сферы торговли, общественного питания и услуг качество товаров (работ, услуг), а также соблюдение правил торговли и предоставления услуг; беспрепятственно входить и обследовать, в соответствии с законодательством, любые производственные, торговые и другие помещения этих субъектов; - отбирать у хозяйствующих субъектов сферы торговли, общественного питания и услуг образцы товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий для проверки их качества на месте или проведения независимой экспертизы в соответствующих лабораториях и других учреждениях с оплатой стоимости образцов и проведенных исследований (экспертиз) за счет проверяемых хозяйствующих субъектов; проводить контрольное проверки правильности расчетов с потребителями за предоставленные услуги и реализованные товары; -бесплатно получать у проверяемых хозяйствующих субъектов необходимые нормативные документы и другие сведения, характеризующие качество товаров (работ, услуг), сырья, материалов, комплектующих изделий, которые используются для производства этих товаров (выполнения работ, предоставления услуг); - прекращать отгрузку и реализацию товаров, не отвечающих требованиям нормативных документов, до устранения хозяйствующими субъектами выявленных недостатков; -запрещать хозяйствующим субъектам реализацию потребителям следующих товаров (выполнение работ, предоставление услуг): на которые нет документов, удостоверяющих их соответствие требованиям нормативных документов; на которые в актах законодательства, нормативных документах установлены обязательные требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья, имущества потребителей и охраны окружающей природной среды, если эти товары (работы, услуги) не имеют сертификата соответствия; завезенных на территорию Украины без документов, подтверждающих их соответствующее качество; - принимать решения: о прекращении в сфере торговли, общественного питания и услуг продажи и производства товаров, выполнения работ и предоставления услуг, не отвечающих требованиям нормативных документов, до устранения выявленных недостатков; о временном прекращении деятельности предприятий торговли (секций, отделов) общественного питания, сферы услуг, складов предприятий оптовой и розничной торговли и организаций независимо от форм собственности, систематически реализующих недоброкачественные товары, нарушающих правила торговли и предоставления услуг. условия хранения и транспортировки товаров, до устранения выявленных недостатков; - опломбировать в порядке, предусмотренном законодательством, в сфере торговли, общественного питания и услуг производственные, складские, торговые и другие помещения, а также неверные, неисправные и не имеющие соответствующего клейма или с нарушенными сроками проверки измерительные приборы, С помощью которых осуществляется обслуживание; - изымать некачественные товары, документы, другие предметы, свидетельствующие о нарушении прав потребителей; - подавать в суд иски относительно защиты прав потребителей; - передавать материалы проверок на действия лиц, содержащие признаки преступления, органам дознания или предварительного следствия; - налагать на виновных лиц в случаях, предусмотренных законодательством, административные взыскания; - налагать на хозяйствующие субъекты сферы торговли, общественного питания и услуг, в том числе на граждан-предпринимателей, взыскания, определенные ст. 23 Закона Украины "О защите прав потребителей". Как видим, Полномочия Государственного комитета Украины по делам защиты прав потребителей и его органов на местах довольно широки. Поэтому законом не исключается возможность обжалования неправомерных действий должностных лиц этого комитета как в административном, так и в судебном порядке. Причем подача жалобы не приостанавливает выполнение решений органов, государственной исполнительной власти, осуществляющих защиту прав потребителей, их должностных лиц (ст. 8 Закона "О защите прав потребителей"). Следовательно, препятствия, при защите прав потребителей в сфере электронной коммерции путем обращения в государственные органы формально отсутсвуют. Существуют лишь трудности в порядке рассмотрения данной категории дел.
На правах рекламы: