Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Лекции Защита прав потребителей при совершении электронных сделок относительно товаров и услуг В.А. Кройтор
описание | темы | ключевые слова 
Реализация и защита прав потребителей в сфере торгового и бытового обслуживания, общественного питания и иных услуг Законодательство Украины о защите прав потребителей состоит из Закона Украины "О защите прав потребителей" и других актов законодательства, которые издаются в соответствии с ним. Согласно ст. 3 Закона потребители, которые находятся на территории Украины во время приобретения, заказа или использования товаров (работ, услуг) для удовлетворения своих бытовых нужд, имеют право на: - государственную защиту своих прав; - гарантированный уровень потребления; - надлежащее качество товаров (работ, услуг), торгового и других видов обслуживания; - безопасность товаров (работ, услуг); - необходимую, доступную и достоверную информацию о количестве, качестве и ассортименте товаров (работ, услуг); - возмещение убытков, причиненных товарами (работами, услугами) ненадлежащего качества, а также вреда, причиненного опасными для жизни и здоровья людей товарами (работами, услугами) в случаях, предусмотренных законодательством; - обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав; - объединение в общественные организации потребителей (объединения потребителей). Государство, регулируя отношения между потребителями товаров (работ, услуг) и изготовителями, исполнителями, продавцами, устанавливает Права потребителей и определяет механизм реализации государственной защиты их прав. При этом оно устанавливает гарантированный уровень потребления, который обеспечивается: - стимулированием производства товаров, выполнения работ и предоставления услуг; - введением в случае необходимости нормированного распределения товаров, если нет гарантий их свободного приобретения каждым потребителем; - введением компенсационных выплат, разных видов помощи, льгот гражданам. Следует остановиться на положении Закона, устанавливающим право потребителя на надлежащее качество товаров (работ, услуг). Потребитель имеет право требовать от продавца (изготовителя, исполнителя), чтобы качество приобретенного им товара (выполненной работы, предоставленной услуги) соответствовало требованиям нормативных документов, условиям договоров, а также информации о товаре (работе, услуге), которую предоставляет продавец (изготовитель, исполнитель). Требования к товару (работе, услуге) относительно его безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителя, а также окружающей природной среды устанавливаются нормативными документами. Государство поэтому обязывает изготовителя (исполнителя) брать на себя определенные гарантийные обязательства в обеспечении нормальной работы (применения, использования) товара (работы, услуги), в том числе комплектующих изделий, на протяжении гарантийного срока, установленного законодательством, а в случае его отсутствия - договором. Такой срок должен указываться в паспорте на товар (работу, услугу) или на его этикетке, или в каком-либо другом документе, который прилагается к товару (работе, услуге). Для медикаментов, продуктов питания и других товаров, потребительские особенности которых могут со временем ухудшаться и представлять опасность для жизни, здоровья, имущества и окружающей природной среды, устанавливается срок годности, который считается гарантийным сроком. Срок Годности исчисляется от даты изготовления. На сезонные товары (одежду, меховые изделия и др.) гарантийный срок исчисляется с начала соответствующего сезона. Перечень сезонных товаров, гарантийные сроки по которым исчисляются с начала соответствующего сезона, утвержден Постановлением Кабинета министров Украины от 19.03.1994 г. № 172 "О реализации отдельных положений Закона Украины "О защите прав потребителей" Гарантийные обязательства по качеству продукции, работ и услуг действительны на протяжении гарантийных сроков (сроков годности). Сущность гарантийного срока состоит в том, что, например, потребитель при выявлении недостатков или фальсификации товара на протяжении гарантийного срока (срока годности), установленного обязательными для сторон правилами или договором, имеет право по своему выбору требовать от продавца или изготовителя: а) бесплатного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; б) замены аналогичным товаром надлежащего качества; в) соответствующего уменьшения его покупной цены; г) замены таким же товаром другой модели с соответствующим перерасчетом покупной цены; д) разрыва договора и возмещения полученных убытков. Указанные выше требования потребителя удовлетворяются относительно товаров, на которые не истек срок гарантии (срок годности). Причем относительно непродовольственных товаров, которые были в употреблении и реализованы через розничные комиссионные торговые предприятия, требования потребителя, указанные в данном пункте, удовлетворяются с согласия продавца (ст, 14 Закона "О защите прав потребителей"). Гарантийные обязательства действуют и при выполнении исполнителем работ и предоставлении услуг. Так. согласно ст. 15 Закона "О защите прав потребителей", если исполнитель отступил от условий договоре, что привело к ухудшению выполнения работы (услуги), или допустил другие недочеты в выполнении работы (услуги), потребитель имеет право по своему выбору требовать бесплатного устранения этих недостатков в соответствующий срок или возмещения расходов, которые он получил при устранении своими средствами недостатков работы, или соответствующего уменьшения вознаграждения за работу (услугу). При наличии в работах (услугах) существенных отклонений от условий договора или других существенных недостатков потребитель имеет право требовать расторжения договора и возмещения убытков. Если существенные отклонения от условий договора или другие существенные недостатки были выявлены в работе (услуге), выполненной из материала потребителя, потребитель имеет право требовать по своему выбору или выполнения ее из такого же материала исполнителя, или расторжения договора и возмещения убытков. Потребитель также может требовать возмещения убытков, причиненных товарами (работами, услугами) ненадлежащего качества, а также вреда, причиненного опасными для жизни и здоровья людей товарами (работами, услугами). Так, согласно ст. 17 Закона "О защите прав потребителей" ущерб, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя товарами (работами, услугами), которые содержат конструктивные, производственные, рецептурные или другие недостатки, подлежит возмещению в полном объеме, если законодательством не предусмотрена повышенная мера ответственности. Причем право требовать возмещения причиненного ущерба признается за каждым потерпевшим потребителем независимо от того, находится он или не находится в договорных отношениях с изготовителем (исполнителем, продавцом). Такое право охраняется в течение установленного срока службы (срока гости), а если таковой не установлен - в течение десяти лет времени изготовления товара (принятия работы, услуги). Среди перечисленных прав необходимо выделить право потребителя на обмен товара надлежащего качества. Согласно ст. 20 Закона "О защите прав потребителей" потребитель имеет право обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, у которого он был приобретен, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам, не может быть им использован по назначению. Потребитель имеет право на обмен товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня покупки. Надо заметить, что обмен товара надлежащего качества производится, если он не употреблялся и если сохранены его товарный вид, потребительские качества, пломбы, ярлыки, а также товарный или кассовый чек или другие документы, выданные потребителю вместе с проданным товаром. Перечень товаров, не подлежащих обмену (возврату), на основаниях, указанных выше, утвержден Постановлением Кабинета министров Украины от 19.03.94 г. "О реализации отдельных положений Закона Украииы "О защите прав потребителей". Особо следует остановиться на правах потребителя в сфере торгового и бытового обслуживания; общественного питания и иных услуг; там, где непосредственно соприкасаются интересы продавцов (исполнителей) и потребителей. Согласно ст. 19 Закона "О защите прав потребителей" за всеми гражданами в одинаковой мере признается право на удовлетворение их потребностей в сфере торгового и других видов обслуживания. Потребитель имеет право на свободный выбор товаров и услуг в удобное для него время с учетом режима работы продавца (исполнителя). Продавец (исполнитель) обязан всячески содействовать потребителю в свободном выборе товаров и услуг. Запрещается принуждать потребителя приобретать товары и услуги ненадлежащего качества или ненужного ассортимента. Потребитель имеет право на проверку качества, комплектности, меры, веса и цены приобретаемых товаров, демонстрацию безопасного и правильного их использования. По требованию потребителя продавец обязан в этих случаях предоставить ему контрольно-измерительные приборы, документы о цене товаров. В том случае когда во время гарантийного срока необходимо определить причину потери качества товара, продавец обязан в трехдневный со дня получения письменного заявления от потребителя направить этот товар на экспертизу. Экспертиза проводится за счет продавца. Указанные выше и иные положения Закона "О защите прав потребителей" нашли развитие в ряде подзаконных нормативных актов. В частности, Постановлением Кабинета министров Украины от 08.02.95 г. утверждены Порядок занятия торговой деятельностью и правила торгового обслуживания населения, где определены общие условия занятия торговой деятельностью, основные требования к торговой (торгово-производственной) сети и торговому обслуживанию граждан, приобретающих товары для собственных бытовых нужд у предприятий (их объединений), учреждений, организаций независимо от форм собственности, граждан-предпринимателей и иностранных юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, на территории Украины в сфере торговли. Приказом Министерства внешних экономических связей Украины от 28.12.94 г. утверждены Правила продажи продовольственных товаров, а Приказом от 13.03.95 г. - Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами. Действуют также Правила обмена непродовольственных товаров, купленных в розничной торговой сети, утвержденные Приказом Министерства торговли УССР от 08.08.91 г. Во исполнение Указа Президента Украины "О государственном регулировании отношений в сфере торговли" от 11.07.95г. были приняты: Постановление Кабинета министров Украины "Об утверждении Положения о сертификате на право осуществления торговой деятельности" от 10.08.95г.; Приказ Министерства внешних экономических связей и торговли Украины "Об утверждении порядка выдачи сертификатов на право осуществления торговой деятельности" от 16.08.95г Кроме того, во исполнение Указа Президента Украины "О сертификатах на право осуществления субъектами предпринимательской деятельности экспорта, импорта, оптовой и розничной торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями" от 23.06.95 г. были приняты: Постановление Кабинета министров Украины от 17.08.95 г. № 654 "О порядке выдачи субъектам предпринимательской деятельности сертификатов на право осуществления экспорта, импорта, оптовой и розничной торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями"; Приказ Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 05.09.95 г. "О мерах по обеспечению своевременной выдачи сертификатов на право осуществления экспорта, импорта табачных изделий и импорта алкогольных напитков, оптовой торговли спиртом этиловым, алкогольными напитками и табачными изделиями, розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями". К наиболее важным нормативным актам, регулирующим рассматриваемую сферу отношений, следует также отнести Приказ Министерства внешних экономических связей Украины от 03.07.95 г. "Об утверждении Правил работы предприятий общественного питания" и Постановление Кабинета министров Украины от 16.05.94 г. "Об утверждении правил бытового обслуживания населения". Кроме указанных выше права потребителей регулируются и иными нормативными актами. В частности, целый ряд статей Закона Украины от 16.05.95 г. "О связи" посвящен защите прав потребителей на услуги почтовой и электрической связи. В заключение следует отметить, что статьей 23 Закона "О защите прав потребителей" и иными нормативными актами предусмотрена довольно жесткая юридическая ответственность за нарушение законодательства по защите прав потребителей.
Государство, регулируя отношения между потребителями товаров (работ, услуг) и изготовителями, исполнителями, продавцами, устанавливает Права потребителей и определяет механизм реализации государственной защиты их прав. При этом оно устанавливает гарантированный уровень потребления, который обеспечивается: - стимулированием производства товаров, выполнения работ и предоставления услуг; - введением в случае необходимости нормированного распределения товаров, если нет гарантий их свободного приобретения каждым потребителем; - введением компенсационных выплат, разных видов помощи льгот гражданам. Следует остановиться на положении Закона, устанавливающем право потребителя на надлежащее качество товаров (работ, услуг). Потребитель имеет право требовать от продавца (изготовителя, исполнителя), чтобы качество приобретенного им товара (выполненной работы, предоставленной услуги) соответствовало требованиям нормативных документов, условиям договоров, а также информации о товаре (работе, услуге), которую предоставляет продавец (изготовитель, исполнитель). Требования к товару (работе, услуге) относительно его безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителя, а также окружающей природной среды устанавливаются нормативными документами. Государство поэтому обязывает изготовителя (исполнителя) брать на себя определенные гарантийные обязательства в обеспечении нормальной работы (применения, использования) товара (работы, услуги), в том числе комплектующих изделий, на протяжении гарантийного срока, установленного законодательством, а в случае его отсутствия - договором. Такой срок должен указываться в паспорте на товар (работу, услугу) или на его этикетке, или в каком-либо другом документе, который прилагается к товару (работе, услуге). Для медикаментов, продуктов питания и других товаров, потребительские особенности которых могут со временем ухудшаться и представлять опасность для жизни, здоровья, имущества и окружающей природной среды, устанавливается срок годности, который считается гарантийным сроком. Срок годности исчисляется от даты изготовления. На сезонные товары (одежду, меховые изделия и др.) гарантийный срок исчисляется с начала соответствующего сезона. Перечень сезонных товаров, гарантийные сроки по которым исчисляются с начала соответствующего сезона, утвержден Постановлением Кабинета министров Украины от 19.03.1994 г. № 172 "О реализации отдельных положений Закона Украины "О защите прав потребителей" Гарантийные обязательства по качеству продукции, работ и услуг действительны на протяжении гарантийных сроков (сроков годности). Сущность гарантийного срока состоит в том, что, например, потребитель при выявлении недостатков или фальсификации товара на протяжении гарантийного срока (срока годности), установленного обязательными для сторон правилами или договором, имеет право по своему выбору требовать от продавца или изготовителя: а) бесплатного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; б) замены аналогичным товаром надлежащего качества; в) соответствующего уменьшения его покупной цены; г) замены таким же товаром другой модели с соответствующим перерасчетом покупной цены; д) разрыва договора и возмещения полученных убытков. Указанные выше требования потребителя удовлетворяются относительно товаров, на которые не истек срок гарантии (срок годности). Причем относительно непродовольственных товаров, которые были в употреблении и реализованы через розничные комиссионные торговые предприятия, требования потребителя, указанные в данном пункте, удовлетворяются с согласия продавца (ст, 14 Закона "О защите прав потребителей"). При этом нет разницы в том, где приобретён товар, - в обычном магазине или через интернет.
На правах рекламы: