Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Статья Правовое обеспечение развития электронной коммерции Михаил Дутов Підприємництво, господарство і право
описание | темы | ключевые слова 
Михаил Дутов, ИЭПИ НАН Украины, в совей статье рассматривает вопросы правового обеспечения развития электронной коммерции.
По определению, данному в документах UNCITRAL (United Nations Commission on International Trade Law - Комиссия ООН по Праву международной торговли), электронная коммерция охватывает вопросы, возникающие в связи со всеми отношениями коммерческого характера, которые включают, но не ограничиваются, следующие сделки: куплю-продажу, поставку, соглашение о распределении продукции, торговое представительство или агентство, факторинг, лизинг, проектирование, консалтинг, инжиниринг, инвестиционные контракты, страхование, соглашения об эксплуатации и концессии, банковские услуги, совместную деятельность и другие формы промышленного и делового сотрудничества, перевозку грузов или пассажиров воздушным, морским, железнодорожным транспортом.
В зависимости от особенностей регулирования среды их можно разделить на две группы: 1) особенности, неизменные по отношению к действующим механизмам правового регулирования сделок; 2) особенности, которые такими механизмами регулироваться не могут и нуждаются в создании нового. К первой группе относится все, что, собственно, определяет содержание сделки. Применительно к электронной коммерции во вторую группу входят те свойства «электронной» сделки, которые делают возможным признание ее законной в рамках действующего правового механизма (подтверждение самого факта заключения сделки, подтверждение воли сторон, подтверждение добровольности заключения сделки и т. п.). Проблема заключается в том, что скорость изменения технологий заключения сделки значительно опережает скорость модификации этих технологий в действующем законодательстве.
К решению этой проблемы есть три подхода, которые, впрочем, не исключают, а дополняют друг друга.
Первый подход - это перенос на сделки, заключаемые с использованием новых технологий, норм действующего законодательства по аналогии. При этом используются нормы, применяемые к сделкам, наиболее похожим по своим свойствам на «новые» сделки.
Второй подход предполагает регулирование сделок с помощью «обычаев делового оборота» - способ, широко применяемый в подавляющем большинстве зарубежных стран. Именно таким способом сформулирован в настоящее время основной принцип электронной коммерции: стороны, заключившие сделку, не вправе ставить ее под сомнение только на том основании, что она заключена в электронной форме.
Третий подход к решению проблемы регулирования сделок, использующих новые технологии, состоит в детальном согласовании между сторонами того, что они считают нормой для данной сделки.
В украинском законодательстве понятие и юридическая конструкция ЭЦП детально не разработаны, хотя используются в системах «банк-клиент» в соответствии с Инструкцией «О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины» (Инструкция № 7), а также для банков, которые являются участниками системы электронных платежей (СЭП) Национального банка Украины в соответствии с Положением о межбанковских расчетах в Украине, утвержденным постановлением НБУ от 08.10.98 г. № 414. Однако нормативного определения электронно-цифровой подписи в этих документах нет. Единственное толкование этого термина содержится в постановлении Кабинета Министров Украины «Об утверждении Концепции создания единой государственной автоматизированной паспортной системы» (в разделе Словарь терминов) от 20.01.97 г. № 40, однако оно определено только применительно к государственной автоматизированной паспортной системе.
В числе наиболее важных юридических проблем следует назвать налогообложение сделок в Интернете, порядок производства электронных платежей, поставку заказанного (оплаченного) товара.
Налогообложение сделок в Интернете — в связи с глобальностью сети Интернет должны быть установлены единые международные правила налогообложения сделок при электронной коммерции, обязательные для всех стран. Однако уже на данный момент необходимо в национальном законодательстве четко определить, какие налоги и таможенные пошлины требуется взимать при совершении сделки в Интернете и кто является налоговым резидентом Украины.
Необходимо выработать единые правовые нормы для электронной коммерции, которые охватят защиту интеллектуальной собственности, баз данных, авторского права, торговые знаки и имена доменов Интернета.
Законодательство в этой сфере существует и действует, однако следует создать механизм, позволяющий осуществлять эффективную защиту интеллектуальной собственности, авторских прав и торговых знаков в сети Интернет. На данный момент можно вполне определенно сказать, что лишь некоторые из этих вопросов пока не получили никакого специального правового регулирования - это доменные имена.
Комплексное решение всех этих проблем крайне необходимо для создания правовой основы электронной коммерции в Украине, для вхождения государства в мировую систему сетевой торговли и для его дальнейшего развития.
На правах рекламы: