Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Ресурс Internet Под электронной коммерцией понимают... www.ycim.com/audio_video/information.html
описание | темы | ключевые слова 
Под электронной коммерцией понимают продажу материальных и нематериальных, таких как информация, товаров и услуг электронным образом. Вообще говоря, система электронной коммерции включает в себя не только операции купли/продажи, но и возможность сопровождения процессов генерации спроса на продукцию и услуги, автоматизацию административных функций, связанных с продажами и обработкой заказов, а также с совершенствованием обмена информацией между партнерами. Разделяют шаги проведения электронной коммерции — он-лайновый маркетинг, оформление заказов, проведение платежей и поддержка информации о доставке. В последние годы с ошеломляющей скоростью развивается использование для этих целей сети Интернет.
Широкой публике наиболее известны компании, торгующие в Интернет товарами и услугами для конечных пользователей. Примером может служить стремительный рост книготорговца Amazon.com. В последние годы многие американские компании развивают свою деятельность, увеличивая оборот средств через Интернет в сфере business-to-business, т.е. между компаниями. Начиная с крупных корпораций, таких как Cisco Systems, этот «вирус» постепенно распространяется на мелкие фирмы, стремящиеся расширить свою деятельность с меньшими затратами времени и материальных ресурсов. В настоящее время существует несколько стандартов де-факто, активно применяемых во взаимодействии межкорпративных информационных систем. Стандарт OBI (Open Buying on the Internet), а также стандарт EDI обмена запросами на покупку/продажу предназначены для унификации интерфейсов и создания приложений, осуществляющих большое количество электронных транзакций мелких сумм.
Развитие моделей электронной коммерции, внедрение пилотных проектов в этой области, а также выработка общих юридических и правовых основ ведения бизнеса в Интернет поддерживаются Европейской Комиссией в ESPRIT. В материалах этой комиссии рассматривается 11 моделей электронного бизнеса. Среди них — электронный магазин, электронный каталог-справочник, электронный аукцион, электронный торговый центр, виртуальное сообщество, виртуальный центр разработки, информационный брокер, провайдер бизнес операций, интегратор бизнес операций и т.д. Поговорим подробнее о тех видах электронной коммерции, которые используют исключительно или в большинстве случаев именно Интернет технологии.
Электронный магазин — это всегда интернет магазин, т.е. специализированный WEB-сайт, принадлежащий фирме-производителю или торговой фирме и предназначенный для продвижения товаров на рынок, увеличения объема продаж, привлечения новых покупателей. Обычно на таких сайтах имеется возможность выбирать товары, оформлять заказы и иногда производить оплату через интернет. Обычно в дополнение остается возможность в режиме онлайн оформить документы для проведения оплаты обычным образом и отследить доставку.
Электронный справочник-каталог — это специализированный web-сайт для проведения тендеров среди поставщиков. Он реализуется обычно в виде каталога-справочника, с помощью которого клиент может производить выбор поставщиков товаров для дальнейших переговоров с ними. Отбор производится обычно исходя из характеристик товаров, цен, условий поставки, номенклатуры либо каких-то специфических условий. Применяются компаниями для облегчения участия в тендерах, для продвижения своей торговой марки и снижения издержек по маркетингу.
Электронный аукцион. В этом случае не всегда используются Интернет технологии. Однако можно привести удачный пример такого WEB-сайта – e-bay.com.Такой интернет-аукцион в точности отображает процедуру торгов по лотам на обычном аукционе. Провайдер такой системы зарабатывает на процентах от транзакций, а также на продаже программного обеспечения для участия в торгах.
Электронный торговый центр E-mall. В Интернет — это веб-сайт, содержащий множество электронных магазинов и каталогов, объединенных общим местом расположения, зачастую под широко известной маркой, и использующих совместно дополнительные функции, например систему проведения защищенных платежных транзакций. Здесь важную роль играет провайдер е-mall, обеспечивающий его работу. Он выполняет роль оператора системы и зарабатывает на продаже программного обеспечения, сдаче в аренду своих программно-технических мощностей и обычно не участвует в бизнесе магазинов. Открытие магазина в широко известном торговом центре в Интернет сулит для продавца большое количество потенциальных покупателей и снижение издержек. Кроме того расположение нового интернет-магазина под известной маркой обеспечивает доверие покупателей к новому виртуальному торговцу и таким образом повышает готовность покупателя не только войти и посмотреть, но и произвести покупку. Для покупателя – это удобный и быстрый доступ ко всему сообществу магазинов, где он использует один и тот же механизм регистрации и оплаты.
Другие модели электронной коммерции связаны с интенсификацией обмена информацией и процессами совместного производства.
Интернет-коммерция в Украине
Всемирное развитие Интернет-коммерции во всем ее многообразии не обошло стороной и Украину. Несмотря на еще относительно небольшое количество пользователей Интернет в нашей стране, развитие подобных форм бизнеса у нас считается перспективным.
Международный центр информационных технологий INT, занявшийся разработкой и внедрением интернет-коммерции около полутора лет назад представляет сейчас наиболее известную и реально работающую систему, которую можно было бы классифицировать как Е-mall.
Система Интернет-коммерции или сокращенно СИК. СИК, а в английском варианте SIC (System for Internet Commerce) — это проект, разрабатываемый INT при поддержке Национального банка Украины, предусматривающий проектирование, разработку и внедрение инфраструктурных компонентов Интернет-коммерции в Украине, а также операционную деятельность в этой сфере.
Говоря об инфраструктуре, мы имеем в виду как развитие сетевой инфраструктуры в Украине, организацию широкого доступа к вычислительным и информационным ресурсам в Интернет, так и создание и внедрение специализированного программного обеспечения, позволяющего осуществлять торговые, платежные, учетные и другие операции в среде Интернет. Важным фактором развития этого направления коммерческой деятельности является создание системы связей и договорных отношений между всеми участниками. Все звенья цепи осуществления торгово-закупочной операции должны быть четко определены, за каждое из них должен отвечать один из участников. Строгая организация этой «виртуальной» деятельности — неотъемлемая предпосылка успешного развития, поскольку за WEB-сайтами и IP-адресами стоят реальные люди и юридические лица, а за картинками на HTML страницах — реальные физические товары и услуги, существующие в правовом поле государства или государств.
Если вернуться к классификации типов электронной коммерции, то СИК можно отнести к Internet Mall, иначе говоря – это торговый центр в Интернет.
Основное назначение СИК — предоставить клиентам возможность выбирать товар и осуществлять покупки в среде Интернет. При этом клиенты СИК получают в среде Интернет доступ к выполнению информационных, платежных, криптографических, коммуникационных и административных функций (сервисов) в соответствии с принятыми правилами и договорными отношениями между участниками системы. Заметим также, что СИК предполагает активное использование средств криптографической защиты информации, в первую очередь в Украине.
Участники СИК
Покупатель: подключен к Интернет, имеет договор с банком-эмитентом по пластиковым картам, просматривает каталоги, формирует заказы, инициирует платежи, получает товары, имеет средства криптографической защиты электронных платежей.
Торговец: подключен к Интернет, имеет договор с банком-эквайером по пластиковым картам, имеет договор с Оператором. Принимает к исполнению заказы на оплаченные товары и услуги. Хранит на складе номенклатуру и количество товаров, содержащихся в его Интернет-магазине. В случае оформления заказа резервирует на срок до 2 дней необходимые товары. Отпускает со склада товары согласно реквизитам заказа. Организует доставку товара покупателю. Несет ответственность за целостность и сохранность товара до момента передачи его покупателю. Ведет на сервере Оператора свои электронные каталоги. Следит за правильностью информации, содержащейся в Интернет-магазине. Несет риски по доставке товара Клиенту, а также по их возможному возврату.
Оператор: Подключен в Интернет, имеет емкие ресурсы доступа для участников СИК. Предоставляет предприятию торговли набор интерактивных программных и технических средств для ввода, модификации, администрирования информации о товарах и услугах, а также для получения полной информации о заказах и форме оплаты заказов. В случае использования покупателем карточного платежного инструмента осуществляет безопасную транспортировку транзакции. Устанавливает на площадке Предприятия торговли (Торговца) специализированное оборудование для организации режима защищенной связи. Круглосуточно поддерживает деятельность Интернет-магазина. Предприятиям торговли предоставляет торговые, платежные, административные сервисы и сервисы защиты информации. Hесет ответственность за целостность и сохранность данных, составляющих содержание электронных каталогов Торговца. Соблюдает режим конфиденциальности относительно доверенных ему сведений. Функцию Оператора в Системе Интернет-коммерции выполняет компания INT.
Банк: подключен к Интернет через процессинговый центр, является обслуживающим банком (эквайером) предприятия торговли по платежным инструментам СИК.
Процессинговый центр: подключен к Интернет, осуществляет связь с платежными системами.
В технологическом плане CИК — это интегрированный комплекс подсистем – платежная подсистема, торговая подсистема (т.е. back office Продавца для управления складом, витринами магазина, обработкой заказов клиентов), подсистема защиты (криптографическая защита информации, мониторинг, административный контроль), а также подсистема Оператора, поддерживающего все выше перечисленные подсистемы и выполняющего административные функции. Хранение и обработка информации ведется на комплексе UNIX серверов базы данных, WEB-серверов, сетевого оборудования маршрутизации и фильтрования потоков, а также специализированного оборудования поддержки защиты информации.

На правах рекламы: