Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Лекции Исполнение решения о применении временных мер в делах, связанных с нарушением авторского права Селиванов Максим Владимирович не издана
описание | темы | ключевые слова 

© Селиванов М.В. 2002

Данная статья является неопубликованной и не может быть использована иначе с согласия ее автора.

Исполнение решения о применении временных мер в делах, связанных с нарушением авторского права

Как известно, выполнение судебных решений, постановлений и определений осуществляется Государственной исполнительной службой в соответствии с Законом Украины “Об исполнительном производстве” от 21 апреля 1999 года № 606-XIV с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Украины от 30 июня 1999 года № 783-XIV, от 18 января 2001 года № 2241-III (далее - Закон об исполнительном производстве) и инструкцией “О проведении исполнительных действий” (приказ Министерства юстиции Украины от 15 декабря 1999 года № 74/5, зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 15 декабря 1999 г. № 865/4158) (далее - инструкция). Соответственно, эти ими регламентирован порядок исполнения судебного решения об обеспечении доказательств (применении временных мер).

Статьи ГПК, посвященные обеспечению доказательств (35-38), не содержат положений относительно исполнения соответствующего решения. А значит, что особого, отличного от общего, порядка исполнительного производства определения суда об обеспечении доказательств (о применении временных мер) по делам, связанных с правом на компьютерную программу, нет. Ни ГПК, ни Закон об исполнительном производстве, ни инструкция не содержат каких-либо отдельных норм, посвященных данному виду исполнительного производства. Отсюда следует, что необходимо “приспособить” общий порядок исполнительного производства для немедленного и внезапного исполнения.

Первой стадией исполнения определения суда об обеспечении доказательств (о применении временных мер) является возбуждение исполнительного производства.

Исполнительное производство открывается на определенных основаниях. В соответствии со ст. 18 названного Закона (п.3.1. инструкции) государственный исполнитель открывает исполнительное производство:

    1. по заявлению взыскателя или его представителя о принудительном выполнении решения, указанного в статье 3 Закона об исполнительном производстве (в пункте 1.1 инструкции), на основании исполнительного документа;
    2. по заявлению прокурора в случаях представительства интересов граждан или государства в суде;
    3. в иных случаях предусмотренных законом.

Т.е. для открытия исполнительного производства в общем порядке истцу необходимо подать следующие документы:

    • заявление о принудительном исполнении решения;
    • решение, которое указано в статье 3 Закона об исполнительном производстве (в пункте 1.1 инструкции);
    • исполнительный документ.

При подаче указанных документов следует принять во внимание, что Закон об исполнительном производстве и инструкция не содержат требований к форме и содержанию заявления взыскателя о принудительном исполнении и тщательно регламентируют требования к исполнительному документу и решению. Решение суда должно быть указано в перечне решений, которые подлежат исполнению Государственной исполнительной службой. Исполнительный документ, помимо его указания в перечне исполнительных документов (п.1.3. инструкции), должен соответствовать требованиям статьи 19 Закона об исполнительном производстве и п. 1.4. инструкции.

Процессуальной формой судебного решения об обеспечении доказательств (о применении временных мер), как предусматривает ст. 36 ГПК (ст. 53 Закона от 11 июля 2001 года), является определение. Определения и постановления судов по гражданским делам содержатся в статье 3 Закона об исполнительном производстве и п.1.1. инструкции. Следовательно определение суда об обеспечении доказательств (о применении временных мер) подлежит принудительному исполнению Государственной исполнительной службой.

Кроме этого, необходимо отметить, что ст. 36 ГПК (ст. 53 Закона от 11 июля 2001 года) предусматривает обязанность судьи указать в определении об обеспечении доказательств (о применении временных мер) порядок и способ его исполнения. Отсюда следует, что названное определение является одновременно и исполнительным документом, необходимым для открытия производства в силу п.1.3. инструкции.

Далее, по общему правилу установленному ст. 24 Закона об исполнительном производстве и п.3.6.2. инструкции, государственный исполнитель в 3-дневной срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об открытии исполнительного производства. В данном постановлении государственный исполнитель устанавливает срок для добровольного выполнения решения, который не может превышать 7 дней, и предупреждает должника о принудительном исполнении решения после окончания установленного срока с взысканием из него исполнительного сбора и затрат, связанных с проведением исполнительных действий. При этом указывается дата будущего исполнения и копия постановления об открытии исполнительного производства не позднее следующего дня отсылается ответчику (ч.3 ст. 24 Закона об исполнительном производстве, ч.2 п.3.6.2. инструкции).

Приведенные нормы не соответствуют поставленной нами задаче по двум моментам: во-первых, о проведении исполнительных действий должник оповещается заблаговременно; во-вторых, установленный трехдневный срок достаточен для уничтожения доказательств, связанных с нарушением права на компьютерную программу.

Возможно поэтому В.И.Жуков настоятельно рекомендует подавать заявление об обеспечении доказательств одновременно с заявлением об обеспечении иска. В таком случае суд, при вынесении соответствующего определения, и государственный исполнитель, при его исполнении, должны будут руководствоваться ст. 156 ГПК Украины, предусматривающей немедленность исполнения. Однако суд может отказать в обеспечении иска, удовлетворив требования об обеспечении доказательств. В таком случае положительного результата одновременность подачи заявления об обеспечении иска и доказательств не принесет.

Иначе исполняется определение о применении временных мер. Ч.3. ст. 53 Закона от 11 июля 2001 года прямо обязывает орган государственной исполнительной службы исполнить данное определение немедленно. Данная норма не противоречит и согласуется со ст. 25 Закона об исполнительном производстве, которая закрепляет случаи немедленного исполнения неисчерпывающим образом и допускает немедленное исполнение решения (определения) суда в иных случаях предусмотренных решением или законом.

Из этого следует, что государственный исполнитель обязан руководствоваться ч.3. ст. 53 Закона от 11 июля 2001 года и исполнить определение суда о применении временных немедленно.

В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона об исполнительном производстве, если решение подлежит немедленному исполнению, государственный исполнитель открывает исполнительное производство не позднее следующего дня после получения документов, указанных в статьи 18 этого Закона, и в тот же день проводит соответствующие исполнительные действия.

Однако в соответствии со ст. 30 Закона об исполнительном производстве и п.4.1 инструкции, государственный исполнитель, начиная исполнять решение, обязан убедиться, получена ли должником копия постановления об открытии исполнительного производства и осуществлены ли им действия, направленные на добровольное выполнение решения в установленный постановлением срок. А п.1.5. инструкции закрепляет правило, согласно которому государственный исполнитель применяет меры принудительного исполнения, если должник не исполняет добровольно решения в установленный исполнителем срок. Т.е. принудительное исполнение по общему правилу проводится только после предоставляемой возможности добровольного исполнения. В нашем случае, в делах, связанных с нарушением авторского права, предоставить должнику возможность добровольно обеспечить доказательства равносильно лишить взыскателя возможности истребовать доказательства.

Поэтому необходимо включить определения об обеспечении доказательств и о применении временных мер в перечень исполнительных документов, на которые не распространяется добровольное исполнение (п.4.1.4. инструкции). Тем самым будет достигнута необходимая быстрота и внезапность для ответчика исполнения определения суда об обеспечении доказательств (о применении временных мер).

Проведенный анализ будет не полным, если упустить вопрос: когда же необходимо известить ответчика о проведенных действиях по обеспечению доказательств? Выдвинутые нами требования о внезапности и немедленности исполнения данного решения не позволяют сообщать ответчику о проводимых действиях до их проведения. Соответственно, ответчик не может (и не должен) узнать об проведении исполнительных действий. Тем самым должник в исполнительном производстве фактически лишен прав, предоставляемых ст. 29 Закона об исполнительном производстве. А после исполнения решения ни Закон об исполнительном производстве, ни инструкция не обязывают государственного исполнителя сообщать о проведенных действиях должника. Поэтому за основу необходимо взять п.4 ст. 50 соглашения TRIPS, который предусматривает, что в случаях, если были приняты временные меры, затронутая сторона должна быть поставлена об этом в известность безотлагательно, самое позднее – после выполнения мероприятия. Таким образом, Закон об исполнительном производстве необходимо дополнить нормой, в соответствии с которой государственный исполнитель обязан сообщить должнику о проведенных исполнительных действиях по обеспечению доказательств (о принятых временных мерах) немедленно после их проведения.

Таким образом, приведенная выше рекомендация позволит решить важную задачу, а именно:

  1. внезапности (незамедлительности) исполнения решения об обеспечении доказательств в делах, связанных с нарушением авторского права;
  2. соблюдения прав ответчика;

приведения национального процессуального законодательство в соответствие с соглашением TRIPS.


На правах рекламы: