Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Лекции Право на обнародование компьютерной программы и право на ознакомление с нею (включая право на декомпиляцию). Селиванов М.В.
описание | темы | ключевые слова 

Общая характеристика субъективного авторского права

Субъективное авторское право имеет общую характеристику, независимую от охраняемого объекта, а также специфическую – отражающую особенности использования того или иного объекта.

Анализ законодательства и научных работ позволяет утверждать: авторское право, в общем виде, представляет собой единое абсолютное исключительное субъективное право состоящее из правомочий, означающее запрет всем лицам на совершение определенных действий и обеспечивает лицу, которому принадлежит это право, возможность разрешать совершение этих действий.

Первой частью нашего утверждения является то, что субъективное авторское право является единым субъективным правом, состоящих из правомочий. Этой точки зрения придерживались В.И.Серебровский, Б.С.Антимонов и Е.А.Флейфиц, М.В.Гордон. К числу правомочий авторского права относятся право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения и т.д.

Но, в науке есть и другая точка зрения. В соответствии с которой, автору произведения принадлежит ряд конкретных субъективных прав, и о едином авторском праве в субъективном смысле можно говорить только условно (теория множественности авторского права). Представителями этой теории являются А.К.Юрченко, В.А.Рясенцев. А.К.Юрченко, основывает свою позицию на двух моментах: 1) создание произведение влечет за собой не одно единое авторское отношение, а комплекс общественных отношений и 2) отрицается возможность объединения правомочий в единое авторское право. А из этого следует, что авторское право можно характеризовать как комплексное, включающее в себя различные самостоятельные субъективные права.

Свою позицию в этом вопросе занимает А.П.Сергеев. Он считает, что данный спор носит в значительной степени надуманный характер, поскольку совершенно очевидно, что законодатель использует термин “авторское право” в разных статьях закона в различном значении. Чаще всего им охватываются все предоставляемые автору возможности, в других случаях в него включаются некоторые авторские правомочия (например, когда закон говорит об авторских правах правопреемников автора), иногда он служит для обозначения отдельных авторских прав, например, права на перевод, права на обнародование и т.д. Поэтому содержание, которое вкладывает законодатель в данный термин, необходимо каждый раз устанавливать путем толкования закона.

Можно согласиться с выводом А.П.Сергеева, что данный спор носит в значительной степени надуманный характер, но по иным основаниям. И в теории единого авторского права, и в теории множественности является общим признание авторского права совокупностью, комплексом правомочий (прав). При этом слова “правомочие” и “право”, как пишет Э.П.Гаврилов, употребляются как синонимы. Отсюда следует, что принципиальной разницы в обеих теориях нет. Поэтому для того чтобы сказать единое авторское право или представляет собой комплекс прав необходимо обратиться к теории права.

Традиционно, в теории права, субъективное право образуют правомочия. Понятия комплексных прав в теории права нет. Создание понятия “комплексное право” повлечет за собой признания всех прав таковыми. В частности, право собственности так же будет составлять комплекс прав. Поэтому введение новой терминологии необоснованно, а значит авторское право следует считать единым субъективным правом состоящим из ряда правомочий.

Второй характеристикой субъективного авторского права является то, что это право – абсолютное. Это положение признается всеми учеными и не вызывает сомнений. Является общепризнанным, что абсолютному праву автора на результат интеллектуальной деятельности корреспондирует обязанность неопределенного круга лиц не нарушать его права. Обязанности, противостоящие абсолютному праву, являются общерегулятивными обязанностями каждого правосубъектного лица не нарушать законов. Вместе с тем абсолютному праву коррелируют и обязанности самого управомоченного субъекта, вытекающие из запретов, устанавливающих пределы осуществления абсолютного субъективного права. Отсюда следует два вывода: 1) абсолютное право обеспечивает управомоченному лицу воздержание от совершения определенных действий обязанными лицами и 2) существуют определенные, установленные законом, пределы осуществления абсолютного права. Указанный вывод обязывает, при рассмотрении содержания конкретного авторского правомочия учитывать его ограничения.

Следующей характеристикой авторского права является признание его исключительным правом. Под исключительными правами в теории гражданского права обычно понимаются субъективные права, обеспечивающие их субъектам исключительные правомочия на совершение известных действий, с одновременным запрещением всем прочим лицам без согласия субъектов этих прав совершения указанных действий. Исключительность авторского права признается всеми учеными, но в это понятие разные ученые вкладывают разный смысл.

В русской дореволюционной литературе, Г.Ф.Шершеневич и В.Я.Канторович, рассматривали исключительные права как монополию обладателя на использование произведения с возможностью неограниченного перехода этого права от одного субъекта к другому.

В советский период, трактовка “исключительных прав” приобрела иное значение. Исходной посылкой в этом стало отрицание возможности установления монополии автора на произведение в социалистическом обществе. В.И.Серебровский писал: “Обращаясь непосредственно к авторскому праву, следует, прежде всего, отметить, что в условиях социалистического общества ни о какой монополии автора на созданное им произведение не может быть и речи. Созданное же автором произведение не является ни товаром, ни оборотоспособным объектом. Автор предназначает свой труд социалистическому обществу, различного же рода социалистические организации (издательства, зрелищные предприятия, киностудии и др.) содействуют автору в том, чтобы результаты его творческой деятельности стали достоянием общества. Поэтому признак “исключительности” ни в коей мере не может означать, что принадлежащее автору авторское право является каким-то монопольным правом”. М.В.Гордон также отрицал возможность установления монополии и указывал, что обозначение авторского права как “исключительного” вытекает из того, что это право связано в значительной мере с личностью создателя новых произведений. В развитие этого положения, Б.С.Антимонов и Е.А.Флейшиц стали трактовать исключительные права как неотчуждаемые, неотторжимые от личности автора в течение всей его жизни, недопустимость перенесения прав автора на другое лицо. В дальнейшей эта позиция нашла свое отражение в работах В.П.Грибанова, И.В.Савельевой, А.К.Юрченко.

Мы не будем подвергать критике эту позицию, т.к. она решала проблемы существовавшего тогда общества и в ее логическом обосновании лежала другая исходная посылка – отрицание возможности существования монополии на использование произведения. Современные реалии требуют признания правовой монополии лица на использование произведения с возможностью неограниченного перехода авторского права от одного лица к другому. Такое понимание исключительных прав нашло свое отражение в последних работах В.А.Дозорцева, А.П.Сергеева и принимается нами за верное.

Признавая исключительные права как правовую монополию, необходимо раскрыть ее содержание.

Закон от 23 декабря 1993 года в содержание исключительных прав включал право разрешать или запрещать использование произведения (ч.2 ст.14 Закона от 23 декабря 2001 года). В редакции Закона от 11 июля 2001 года появилось определение исключительного права. Ст.1 Закона от 11 июля 2001 года гласит: “виключне право - майнове право особи, яка має щодо твору, виконання, постановки, передачі організації мовлення, фонограми чи відеограми авторське право і (або) суміжні права, на використання цих об'єктів авторського права і (або) суміжних прав лише нею і на видачу лише цією особою дозволу чи заборону їх використання іншим особам у межах строку, встановленого цим Законом”. Т.е. исключительное право – это право использовать произведение самому, разрешать такое использование и запрещать использование произведения.


На правах рекламы: