Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Коментарии к нормативным документам Комментарий к Закону Российсокой Федрации Об оказании Интернет-услуг
описание | темы | ключевые слова 
Пояснительная записка к проекту Федерального закона
"О правовом регулировании оказания Интернет-услуг"
Интернет-технологии являются именно тем наукоемким направлением, где Россия может, используя свои человеческие и технические ресурсы совершить экономический прорыв, достигнув конкурентоспособности на мировом рынке и резко повысив ряд своих макроэкономических показателей.
Так, согласно сведениям, приведенным в Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг в Российской Федерации, на сегодняшний день количество активных пользователей Интернет в России насчитывает около 2,5 миллионов человек. Ожидается, что к 2005 г. этот показатель составит 6,0 млн. человек, а к 2010 г. - 26,1 млн. человек.
Одновременно с ростом числа пользователей Интернет приобретает значимые для экономики России масштабы рынок услуг, связанных с передачей компьютерных данных по каналам Интернет (далее - Интернет-услуги). Так, в 1999 году доходы от услуг по предоставлению доступа в Интернет, по данным упомянутой Концепции, составили в России 190 млн. долларов США. Согласно исследованиям компании "Комкон-2" за 2000 год в российский рынок Интернет-услуг инвестированы суммы, по разным оценкам эквивалентные от 200 до 350 млн. долларов США.
Однако современное правовое регулирование в данной сфере отстает от реальных потребностей государства, граждан и организаций, оставляя в правовом вакууме целый ряд перспективных современных услуг.
Предлагаемый законопроект направлен на устранение пробелов в правовом регулировании деятельности по оказанию услуг, связанных с передачей данных по каналам сети Интернет. В сферу его регулирования не входят вопросы правового регулирования использования электронной подписи и электронных форм документации.
Концепция проекта Федерального закона "О правовом регулировании оказания Интернет-услуг" исходит из принципа минимального государственного вмешательства в отношения по поводу Интернета и установления жестких правил лишь в тех случаях, когда неурегулированность создает угрозу информационной безопасности Российской Федерации, соблюдению прав граждан и юридических лиц. Учтены также рекомендации международных организаций, согласно которым является нецелесообразным правовое регулирование отношений по поводу конкретных информационных технологий в виду их быстрого изменения и замены новыми.
Сфера действия. Подготовленный проект Федерального закона будет устанавливать правовую основу деятельности по оказанию Интернет-услуг, оказываемых под юрисдикцией Российской Федерации.
Услуги считаются оказанными под юрисдикцией Российской Федерации в случае, когда местом оказания услуги, является территория Российской Федерации.
Местом оказания Интернет-услуги считается место регистрации по месту жительства или месту проживания потребителя услуги - физического лица или место государственной регистрации потребителя услуги - юридического лица, если иное не указано в настоящем законе либо ином Федеральном законе.
Закон
будет решать следующие основные задачи:
1. Определения основных понятий в сфере правового регулирования Интернета (таких как "Интернет", "Интернет-услуги", "компьютерные данные", "электронная почта" и т.д., статья 1 проекта).
В настоящий момент в федеральном законодательстве эти основные понятия не закреплены, что затрудняет толкование норм права при их применении или использовании в правоотношениях, связанных с Интернет.
Понятия определяются в законопроекте в соответствии с положениями Федерального закона "О связи" от 16.02.1995 г. № 15-ФЗ, Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ, Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене" от 13.06.1996 г № 5-ФЗ и других.
2. Установления общих подходов к лицензированию и сертификации в области оказания Интернет-услуг. Чрезмерное вмешательство государства при развитии новых отраслей на базе Интернет-технологий оказывает пагубное влияние на темпы их роста, однако и отсутствие всякого контроля может привести к массовым нарушениям прав граждан, угрозе информационной безопасности Российской Федерации. Законопроектом предусмотрено по сравнению с действующим законодательством введение обязательного лицензирования деятельности по оказанию услуг электронной почты.
Отсутствие в настоящий момент обязанности лицензирования деятельности по оказанию услуг электронной почты приводит к бесконтрольности соблюдения организациями, оказывающими такие услуги как технических параметров качества этих услуг, так и соблюдения законных интересов граждан, в т.ч. соблюдения тайны связи и сроков доставки сообщений, предотвращения использования электронной почты для незаконной, а то и просто преступной деятельности.
3. Закрепления основных правил, касающихся обязанностей по передаче компьютерных данных по сетям (статьи 9-12). При возникновении спорных ситуации по поводу передачи каких-либо документов или иных компьютерных данных по сетям электросвязи ряд вопросов не урегулирован законодательством Российской Федерации. Среди них наибольшую практическую значимость имеют вопросы порядка установления требований к форме передаваемых данных и последствия несоблюдения требований этой формы, а также определение момента, когда обязанность по передаче данных считается исполненной.
Законопроект предлагает устанавливать требования к форме данных на основе договора. При отсутствии в договоре оказания Интернет-услуг требований к форме данных, лицо, передающее данные, обязано представить их в форме, соответствующей требованиям, предусмотренным законом или иным правовым актом, а в случае, когда такие требования не установлены - обычным требованиям, предъявляемым для такого рода данных.
4. Обеспечения возможности подтверждения фактов передачи или получения каких-либо компьютерных данных по каналам сети Интернет. В настоящее время одной из основных проблем в сфере Интернет-услуг является сложность доказывания фактов передачи каких-либо данных, поскольку передаваемые данные нигде не фиксируются и операторы связи не обязаны их сохранять.
Однако сплошное фиксирование всех отправлений электронной почты видится нецелесообразным, так как большинство отправлений не относятся к официальной переписке и подтверждение факта их отправки или получения, как правило, не требуется.
Кроме того, сплошное документирование всех отравлений приведет к дополнительным затратам операторов связи, что скажется на уровне потребительских цен на соответствующие услуги.
Законопроект построен исходя из аналогии услуг по передаче данных в рамках электронной почты и услуг почты обычной. Соответственно, проектом предусмотрено принятие Правительством Российской Федерации Правил оказания Интернет-услуг электронной почты, где должны быть установлены различные категории отправлений. Среди этих категорий можно будет выделить как обычные отправления не требующие документирования факта их отправления, так и заказные, об отправки которых можно будет получить справку или иной документ установленного образца, по аналогии с обычными и заказными почтовыми отправлениями.
5. Отграничения информационных сетевых ресурсов (сайтов) распространяющих продукцию средств массовой информации от прочих информационных сетевых ресурсов. Согласно статье 24 закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети.
Таким образом, законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" установлены правила, позволяющие распространить его положения на любой информационный сетевой ресурс мира, даже если информацию с него получает только его владелец в России.
Количество сетевых информационных ресурсов, зарегистрированных только в Российском научно-исследовательском институте развития общественных сетей (РосНИИРОС), фиксирующим адреса информационных сетевых ресурсов с суффиксом .ru на конец 2000 г. составляет 47717 адресов. Общее же количество информационных ресурсов в мире по оценкам компании Inktomi (http://www.inktomi.com) составляет на январь 2000 года более четырех миллионов девятиста пятидесяти тысяч ресурсов.
В результате обязательная регистрация информационных сетевых ресурсов как средств массовой информации сегодня фактически не действует и в России зарегистрировано всего около ста ресурсов.
Такое положение приводит к грубым нарушением прав и законных интересов как государства, так и граждан и организаций, политических партий и объединений. Посредством сети Интернет распространяются компроментирующие материалы, сведения о ходе выборов и другая информация, наносящая ущерб информационной безопасности.
Однако приостановление или запрет деятельности информационных сетевых ресурсов, осуществляющие распространение данной информации затруднительно либо невозможно, в том числе и по причине отсутствия у них регистрации, при которой указываются ответственные лица и местонахождение редакции.
В настоящем проекте предусмотрены критерии признания данных массовой информацией, в результате установления которых будут признаваться средствами массовой информации и подлежать обязательной государственной регистрации только информационные сетевые ресурсы, ежедневная аудитория которых составляет не менее 1000 человек, находящихся в момент получения информации на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 17 и статья 18 проекта).
Порядок определения ежедневной аудитории устанавливается органом, осуществляющим государственную регистрацию средств массовой информации (пункт 2 статьи 17 проекта).
Данный порядок позволит выделить несколько сотен российских информационных сетевых ресурсов, которые имеют значительную аудиторию для признания их средствами массовой информации и распространения на них соответствующего правового режима.
6. Сохранения конфиденциальности сведений о пользователях Интернета. Законопроект устанавливает, что сбор, хранение и распространение сведений о пользователе Интернета допускается только с его согласия, а также по другим основаниям, предусмотренным Федеральным законом (пункт 1 статьи 20 проекта). Оператор связи вправе хранить сведения о пользователе Интернета, которому он оказывает Интернет-услуги связи.
Сведения о пользователе Интернета могут выдаваться только самому пользователю или его представителю. Иным лицам указанные сведения выдаются оператором связи только на основании судебного решения (пункты 2 и 3 статьи 20 проекта).
7. Конкретизации обязанности оператора связи сохранения тайны сообщений, содержащихся в компьютерных данных. Согласно статье 21 проекта оператор связи обязан соблюдать тайну сообщений, содержащихся в получаемых, хранящихся и отправляемых им данных потребителя услуги. Информация о передаваемых по сети Интернет сообщениях, а также сами эти сообщения и могут выдаваться только отправителям и адресатам или их представителям. Любые ограничения тайны связи, в том числе задержка, осмотр, копирование данных и сведений об их отправителях и адресатах допускаются только на основании судебного решения в порядке, установленном Федеральным законом.
Данное положение конкретизирует нормы Федерального закона "О связи" в части сохранения тайны сообщений, содержащихся в компьютерных данных.
8. Детализации правового регулирования договорных отношений по поводу оказания Интернет-услуг. Законопроект включает в себя нормы, касающиеся особенностей правового регулирования отдельных категорий Интернет-услуг, в которых даются понятия договоров на оказание отдельных услуг, требования к форме таких договоров, их обязательные и дополнительные условия и т.д.
Указанные нормы позволят уточнить юридический статус Интернет-услуг, закрепить минимальный набор прав и юридических гарантий граждан и юридических лиц - потребителей этих услуг.
9. Распределения ответственности между оператором связи и пользователем сети Интернет за передачу по каналам Интернет данных, содержащих сведения, распространение которых ограничено или запрещено на основании Конституции, федерального закона или иного правового акта либо договора.
В результате того, что нередко оператор связи не обладает информацией о личности и местонахождении отправителя сведений, распространение которых ограничено или запрещено возникают спорные ситуации, касающиеся ответственности оператора связи за действия по передаче данных, содержащих упомянутые сведения.
Статьей 35 проекта предусматривается что, оператор связи несет солидарную с пользователем Интернет имущественную ответственность, если не докажет, что при предусмотрительности, указанной в законе или договоре он не знал и не должен был знать о содержании такой информации, а также принял все меры для нераспространения данной информации после того, как ему стало известно о ее содержании.
10. Ответственность пользователей Интернет за систематическую отправку по адресам электронной почты не запрошенных данных рекламного характера. Деятельность по рассылке не запрошенных данных рекламного характера, получившая в международной практике название спамминг, приносит значительный имущественный ущерб пользователям Интернета.
Огромное число рекламных сообщений нередко блокирует получение необходимой информации по электронной почте. Расходуя оплаченное время, пользователи Интернет получают в автоматическом режиме рекламные сообщения и фактически вынуждены оплачивать их получение.
Однако действующее законодательство не позволяло привлечь к ответственности за такие действия даже когда деятельность по рассылке не запрошенных рекламных сообщений осуществлялась коммерческими организациями и частными лицами открыто.
Проектом предусматривается административный штраф и возмещение убытков лиц, пострадавших от такой деятельности.
Структура законопроекта. Данный законопроект включает в себя четыре главы:
1. Общие положения.
2. Особенности правового регулирования отдельных категорий Интернет-услуг.
3. Ответственность в сфере оказания интернет-тс+уг.
4. Заключительные положения.
Глава первая законопроекта содержит статьи, определяющие основные термины, цели, сферу действия, принципы деятельности в области оказания Интернет-услуг, принципы и основные направления государственной политики в данной сфере, общие положения о лицензирования и сертификации в области оказания Интернет-услуг, общие правила исполнения обязанности по передаче данных и другие положения..
Среди основных направлений государственной политики указаны принципы, направленные на обеспечение информационной безопасности при оказании и потреблении Интернет-услуг, сокращение разрыва в информатизации между различными слоями общества и отдельными регионами России, улучшение качества Интернет-услуг, увеличение доступности информационных ресурсов государственных органов, не имеющих ограниченного доступа, поддержку дистанционных форм образования и другие направления (статья 7 законопроекта).
Глава вторая, "Особенности правового регулирования отдельных категорий Интернет-услуг" устанавливает особые правила для Интернет-услуг:
1. Электронной почты;
2. Подключения к сети Интернет;
3. Хостинга;
4. Рекламных Интернет-услуг;
В данной главе изложены: общая характеристика соответствующих договоров, условия, которые в них должны или могут быть включены, отдельные нормы, учитывающие специфику оказания тех или иных услуг.
Глава третья "Ответственность в сфере оказания Интернет-услуг" устанавливает ответственность пользователей Интернет и операторов связи за противоправную деятельность в сфере оказания Интернет-услуг.
В заключительной, четвертой главе указываются сроки вступления в силу законопроекта и предложения к органам исполнительной власти по разработке нормативных актов для реализации Федерального закона "О правовом регулировании оказания Интернет-услуг" и приведению их нормативных актов в соответствие с положениями данного Федерального закона.
В проекте сознательно не затронуты вопросы, связанные с электронной формой документов, заключением электронных сделок и электронной подписью, так как эти вопросы должны являться предметом отдельного Федерального закона, где будут установлены единые правила для всех видов сделок, включая и сделки по оказанию Интернет-услуг. Такой подход избран потому, что процесс заключения сделки на оказание Интернет-услуг с помощью обмена документов в электронной форме, заверенных электронной подписью не имеет значимой специфики по сравнению с заключением иных сделок.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных материальных и финансовых затрат за счет федерального бюджета.
http://u798.20.spylog.com/cnt?f=3&p=1&rn=0.5954407641887391http://u798.20.spylog.com/cnt?f=3&p=1&rn=0.5954407641887391
Вернуться на титульную страницу
По всем вопросам пишите
Автор страницы будет благодарен за любые комментарии о странице и ее предметной области.
В сети с 10.11.00. © Форма и содержание - Станислав Петровский, 2000-2001
Техническая поддержка - Www.Lnet.Ru



На правах рекламы: автоломбард в екатеринбурге выбрать сложно. Да-да! Лучший автоломбард в Екатеринбурге - это Таймавто