Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Предоставленные материалы ЧТО ЖДЕТ ЭЛЕКТРОННУЮ ТОРГОВЛЮ В БУДУЩЕМ? Скиба Владимир Иванович. Начальник юридического отдела ООО «Омнибэнд Групп» vadim@omniband.ru
описание | темы | ключевые слова 

Что ждет электронную торговлю в будущем?

	6 июня 2001 года произошло достаточно неординарное событие. Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении проект Федерального закона “Об электронной торговле”, (далее – законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы РФ Маевским Л.С., Шубиным А.В., Финько О.А. и Волковским В.И. Следует отметить, что это был не единственный законопроект, внесенный в Думу. Также в парламенте находился проект Федерального закона “О сделках, совершаемых при помощи электронных средств (Об электронных сделках)”, внесенный депутатом Государственной Думы РФ Прощиным С.А и проект Федерального закона “Об электронной торговле”, внесенный депутатом Государственной Думы РФ В.Я. Коммисаровым. Тем не менее, парламентарии отдали предпочтение именно законопроекту Маевского, Шубина, Финько и Волковского. Такой выбор не случаен, так как именно этот проект является, по моему мнению, наиболее удачным из всех предложенных.

	Таким образом, есть все основания полагать, что в очень недалеком будущем вступит в силу именно этот закон. Вместе с законом “Об электронной цифровой подписи”, внесенным Правительством РФ и также принятым в первом чтении 6 июня, этот закон создаст необходимую правовую базу для электронной торговли. Хотя и есть определенные спорные моменты, принятие этого законопроекта устранит многие правовые пробелы и разногласия, существующие на данном этапе.

	Указанный законопроект призван обеспечить правовые условия для электронной торговли: закрепление прав и обязанностей лиц, осуществляющих электронную торговлю, определение правил совершения сделок с использованием электронных документов, подписанных аналогами собственноручной подписи, а также признание электронных документов в качестве судебных доказательств.

	В соответствии с указанным законом, электронная торговля – заключение путем обмена электронными документами следующих сделок, предусмотренных ГК РФ (но не ограничиваясь ими): купля-продажа, поставка, возмездное оказание услуг, перевозка, заем и кредит, финансирование под уступку денежного требования, банковский вклад, банковский счет, расчеты, хранение, страхование, поручение, комиссия, агентирование, доверительное управление имуществом, коммерческая концессия, простое товарищество, публичное обещание награды, публичный конкурс, а также приобретение и осуществление с использованием электронных средств иных прав и обязанностей в сфере предпринимательской деятельности. Как видно, указанное определение является очень широким, и вместо термина “торговля” легко можно поставить термин “коммерция”. Однако законодатель избежал употребления термина “коммерция”, из-за того, что этот термин не используется в Гражданском кодексе РФ.

	Кроме термина электронная торговля, дается определение электронного документа, отправителя электронного документа, получателя электронного документа, участника электронной торговли, лица, осуществляющего электронную торговлю, клиента, информационного посредника, информационной системы. Все эти понятия очень важны для электронной торговли, но не всем им даны четкие определения. Кроме того, законопроект не содержит таких важных понятий как “электронные средства”, “электронные данные”, “электронные деньги”, “платежная система”. Ключевые понятия будут рассмотрены ниже при характеристике отдельных положений законопроекта. Термин электронный документ также очень важен при дальнейшем анализе. Электронный документ – информация, формируемая, отправляемая, получаемая или хранимая с помощью электронных средств связи в связи с совершением сделок в сфере электронной торговли.

	Следует отметить, что в рабочую группу Государственной Думы РФ поступило очень много замечаний и поправок на законопроект. В общей сложности их несколько сотен. В основном они касаются стыковок закона с Гражданским кодексом РФ и всех аспектов, связанных с электронным документом. К сожалению, из-за перегруженности законопроекта поправками, касающимися электронного документа, понятие “электронная торговля” оказалось практически выброшенным. Остается надеяться, что парламентарии все-таки сохранят понятие “электронная торговля”, как способ совершения коммерческих операций и управления производственными процессами с использованием электронных документов.

	Законопроект предусматривает, что участниками отношений, в сфере электронной торговли, могут являться физические и юридические лица, находящиеся на территории РФ. В отношениях, регулируемых законопроектом, также могут участвовать Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Позитивным фактором является закрепление права государства в лице уполномоченных органов участвовать в электронной торговле. Это будет способствовать развитию очень перспективного направления в электронной торговле – B-to-G (или бизнес – правительство). Государство сможет производить закупки для своих нужд с использованием новых технологий, что поможет существенно снизить издержки при заключении контрактов.

	Законопроект распространяет общие гражданско-правовые принципы и на электронную торговлю. К таким принципам относится свобода договора, свобода перемещения товаров и услуг на территории РФ, беспрепятственное осуществление предпринимательской деятельности и т.п.

	В соответствии с общими принципами российского законодательства, международные соглашения РФ с другими государствами являются приоритетными перед внутренним законодательством. Таким образом, если международным соглашением предусматриваются иные правила, нежели внутренним законодательством, применяются правила международного соглашения.

	Одним из главных предназначений указанного законопроекта является придание юридической силы электронным документам и возможность использования их в качестве судебных доказательств. Законопроект предусматривает возможность использования электронных документов в торговле, если такие документы удовлетворяют требованиям законопроекта. Методом электронного обмена данными не могут заключаться сделки, требующие нотариального заверения и государственной регистрации. Сделка, заключенная путем электронного обмена данными будет признана заключенной в простой письменной форме. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 законопроекта, сделка не может быть признана недействительной лишь на том основании, что она заключена путем электронного обмена данными, за исключением случаев, предусмотренными законодательством РФ (например, если сделка требует нотариального удостоверения или государственной регистрации).

	Законопроект предусматривает применение как электронной цифровой подписи, а также других аналогов собственноручной подписи. При этом порядок использования электронной цифровой подписи будет урегулирован специальным законом об “Электронной цифровой подписи”, а порядок использования других аналогов собственноручной подписи будет регулироваться соглашением сторон. Возможность использования всех аналогов собственноручной подписи является позитивным фактором, дающим сторонам самим выбрать оптимальный способ подписи электронных документов.


	Одним из важнейших положений законопроекта является возможность представления электронных документов, подписанных при помощи электронной цифровой подписи и другими аналогами собственноручной подписи в качестве судебных доказательств. Законопроект устанавливает, что при оценке электронных документов в качестве доказательств, следует учитывать надежность того, каким образом документы были сформированы, хранились или передавались, каким образом обеспечивалась достоверность и неизменяемость электронных документов, а также любые другие соответствующие условия.

	Своеобразно в законопроекте решен вопрос о подлинниках и копиях электронных документов. Все экземпляры электронного документа, подписанные при помощи электронной цифровой подписи, а также иных аналогов собственноручной подписи, являются подлинниками. Электронный документ не может иметь копий в электронном виде.

	Законопроект выдвигает важные требования к сохранению электронных документов:

  1. Содержащаяся в них информация может быть использована для последующей ссылки.
  2. Электронные документы сохраняют формат, в котором они были сформированы, переданы или получены.
  3. Электронные документы сохраняются в той мере, в какой они позволяют определить отправителя и получателя электронных документов, а также дату и время их формирования или получения.
  4. Соблюдение иных требований, специально предусмотренных законодательством об электронной торговле или соглашением сторон

Указанные требования должны выполняться в совокупности.

	Электронный документ будет считаться исходящим от отправителя, если он отправлен:

  1. самим отправителем;
  2. лицом, уполномоченным действовать от имени отправителя в отношении данного электронного документа;
  3. информационной системой, программируемой отправителем и действующей автоматически.

Для дальнейшего анализа законопроекта, необходимо рассмотреть понятие информационная система. В законопроекте оно определяется как система для подготовки, отправки, получения, хранения или иной обработки электронных документов. Остается не ясным вопрос, считается ли информационной системой ЭВМ, принадлежащая пользователю, или ЭВМ, используемая для передачи информации, принадлежащая провайдеру, или ЭВМ, выполняющая функции корпоративного сервера субъекта электронной торговли. В связи с этим достаточно сложно определить время и место отправки и получения электронного документа.

Если иное не будет предусмотрено соглашением между отправителем и получателем, электронный документ считается отправленным, когда он поступает в информационную систему, не находящуюся под контролем отправителя или лица, которое отправляет электронный документ от имени отправителя. Как известно, электронный документ, переданный через компьютерную сеть, проходит через некоторое количество серверов, прежде чем попасть на ЭВМ получателя. Таким образом, законопроект признает сообщение отправленным тогда, когда оно попало на сервер информационной системы, не контролируемой отправителем, то есть с этого момента процесс отправки не может быть остановлен по воле отправителя, так как является необратимым. Документ считается полученным в момент, когда документ попадает в информационную систему получателя, то есть, когда получатель может контролировать, читать и производить иные действия над документом. Следует отметить, что получателю необходимо произвести определенные действия, чтобы документ попал в его информационную систему. Для этого он должен подключиться к компьютерной сети и с помощью специальных программных средств “забрать” документ у информационного посредника.

В соответствии с законопроектом, получатель имеет право считать электронный документ исходящим от отправителя, если получатель электронного документа выполнил надлежащим образом процедуру проверки, предусмотренную соглашением между отправителем и получателем, которая подтвердила, что документ исходит от отправителя.

Целая глава законопроекта посвящена информационным посредникам. Информационный посредник – это лицо, которое от имени другого лица отправляет, получает или хранит электронные документы или предоставляет другие услуги в отношении данных документов. Услуги информационных посредников заключаются в передаче электронных документов по телекоммуникационной сети, а также предоставлении участнику электронной торговли доступа к телекоммуникационной сети. Таким образом, под информационными посредниками подразумеваются интернет-провайдеры, а также службы, предлагающие услуги электронной почты.

Законопроект разрешил существующую проблему ответственности информационных посредников. Информационный посредник не несет правовые последствия, связанные с содержанием передаваемого документа при следующих условиях:

    • информационный посредник не является отправителем электронного документа;
    • информационный посредник самостоятельно не определял получателя электронного документа;
    • информационный посредник не составлял содержание электронного документа.

Информационный посредник не несет ответственности за хранение электронных документов при автоматическом и кратковременном хранении данных документов с целью их эффективной передачи, осуществляемой по поручению участника электронной торговли. Таким образом, риск не получения документа адресатом лежит полностью на отправителе. Учитывая этот факт, стороны могут предусмотреть порядок подтверждений получения документов для большего контроля хождения документов.


В законопроекте предусмотрены требования к предъявлению информации лицами, осуществляющими электронную торговлю. Лица, осуществляющие электронную торговлю, обязаны предоставлять клиентам и уполномоченным государственным органам информацию о своем правовом положении и деятельности, а также обеспечивать легкий, прямой и постоянный доступ к этой информации. Законопроект не дает никаких определений легкого, прямого и постоянного доступа, но можно предположить, что эта информация должна быть предоставлена на сайте субъекта электронной торговли в телекоммуникационной сети.

Вышеуказанная информация должна включать:

    • фирменное наименование юридического лица, которое должно содержать указание на его организационно-правовую форму, или фамилию, имя, отчество гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;
    • место нахождения юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя, почтовый и электронный адрес, по которому с ним осуществляется связь;
    • реестр юридических лиц или иной реестр, в котором зарегистрировано лицо, осуществляющее электронную торговлю и номер его регистрационного свидетельства;
    • наличие лицензии (при соответствующем требовании законодательства), номер лицензии, сроки лицензии, наименование государственного органа, выдавшего лицензию.

Информация о деятельности, отправляемая клиентам лицами, осуществляющими электронную торговлю, а также предложения делать оферты должны соответствовать следующим требованиям:

    • должна быть легко определяема клиентами как информация, отправляемая в рекламных целях или предложения делать оферты;
    • юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, от имени которого направлена информация, должны быть четко обозначены;
    • цены на товары и услуги, предоставляемые лицами, осуществляющими электронную торговлю, должны быть четко обозначены;
    • цены на товары и услуги, предоставляемые лицами, осуществляющими электронную торговлю, должны быть четко обозначены;
    • такие условия как скидки, премии и подарки, должны быть точно обозначены, а требования, которым необходимо соответствовать, чтобы выполнить данные условия, должны быть доступны для понимания клиента и названы точно и недвусмысленно;
    • условия соревнований или игр, организуемых с целью продвижения товара или услуги, должны быть точно определяемы, доступны для понимания клиента и изложены ясно и недвусмысленно.

Отдельная глава посвящена заключению договора в электронной торговле. Законопроект устанавливает, что договор может быть заключен путем обмена электронными документами, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Законопроект предусматривает необходимые гарантии действительности сделок, заключаемых путем обмена электронными документами. Договор не может быть признан незаключенным или не порождающим предусмотренные в нем правовые последствия только на том основании, что он заключен с использованием электронных документов.

Порядок заключения договора является стандартным. Договор считается заключенным, если на направленную оферту лицо, желающее заключить договор, получило акцепт. Оферта и акцепт могут быть направлены в виде электронного документа. Оферта может быть направлена самим оферентом, лицом, уполномоченным оферентом действовать от своего имени, или информационной системой, программируемой оферентом или от его имени и действующей автоматически. К оферте и акцепту применяются правила законопроекта, относящиеся к отправке электронного документа, подтверждению получения электронного документа, определению времени и места отправки и получения электронного документа. Эти правила были подробно рассмотрены выше. Законопроект так же определяет, что молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона или из прежних деловых отношений сторон, а подтверждение получения электронного документа не является акцептом, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Законопроект устанавливает очень важные требования к существенным условиям договора. В договор должны включатся все существенные условия договора, предусмотренные законодательством РФ. Существенные условия договора устанавливаются ГК РФ, а также специальными нормативными актами в зависимости от вида договора. Кроме условий, установленных законодательством РФ, законопроект предусматривает обязательное включение следующих условий:

    • технологию (процедуру) заключения договора;
    • технологию и процедуру использования аналогов собственноручной подписи;
    • возможность и порядок внесения изменений при согласовании условий договора;
    • способ и порядок акцепта;
    • способ и порядок возможного ошибочного акцепта;
    • указания на условия, включаемые в договор путем отсылки к иному электронному документу и порядок технического доступа к соответствующей отсылке;
    • способ хранения и предъявления электронных документов и условия электронного доступа к данной документации, а также предоставления бумажных копий электронных документов.

Условия договора в электронной торговле должны быть сформулированы четко и недвусмысленно на русском языке и представлены в форме, доступной для восприятия клиентом, не обладающим специальными знаниями, а также позволяющей клиенту хранить и воспроизводить договор. Информация об условиях договора должна предоставляться клиентам до заключения договора.

Как видно, требования к договору законопроектом предъявляются достаточно жесткие, что на первых порах неизбежно приведет к различным противоречиям. Совершенно непонятно, какой должна быть информация, доступная для восприятия клиентом, не обладающим специальными познаниями. Ведь в перечне существенных условий содержатся требования, изложить которые без использования специальных технических терминов практически невозможно.

	Как уже говорилось ранее, рабочей группе по данному законопроекту предстоит принять решение о необходимости включения в законопроект большого количества поправок. Однако необходимо по возможности избежать детального регламентирования отношений сторон в сфере электронной торговли. Большинство вопросов, касающихся этих отношений должно регламентироваться соглашением сторон. От законодателя требуется создать лишь правовые основы электронной торговли. Кроме того, в законопроекте достаточно много положений, которые дублируют положения Гражданского кодекса РФ. Их необходимо исключить.

	Также необходимо расширить и привести в соответствие понятийный аппарат законопроекта. Определения некоторых понятий, данных в законопроекте, уже существует или трактуется иным образом в действующих нормативно-правовых актах.


На правах рекламы: