Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Ресурс Internet ЕВРОПА - НАШ ПАРТНЕР И СОТРУДНИК Владислав БЛАЖЕВИЧ, Александр ВОДЯННИКОВ http://www.ypgazeta.com/gazeta/2001/05/11.html
описание | темы | ключевые слова 
Европейский выбор Украины уже определен, и для каждого украинского гражданина это является аксиомой, особенно если учесть безъядерный и внеблоковый статус нашего государства. Подписание Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (далее — СПС) между Украиной и Европейским сообществом является одним из первых шагов молодого украинского государства, направленных на интеграцию Украины в ЕС.
СПС: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
СПС состоит из политических норм, устанавливающих цели партнерства (статья 1), основные принципы (часть І, статьи 2-5), политический диалог (часть ІІ, статьи 6-9). Анализируемые нормы являются характерными для такого рода документов и рамочными по своей сути, свидетельствующими о доброй воле и стремлении Сторон к плодотворному сотрудничеству в области политики и экономики (присоединившимся к Соглашению являются Европейское Экономическое Сообщество, Европейское Сообщество по атомной энергии, Европейское Сообщество по углю и стали).
Нормативно-правовая часть СПС содержит главы, регулирующие торговлю товарами (часть ІІІ, статьи 10-23), учитывая нормы Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Нормы части IV влияют на предпринимательскую деятельность и инвестиции, определяют сотрудничество сторон в области условий труда (раздел 1, статьи 24-29), условий, влияющих на создание и деятельность компаний (раздел 2, статьи 30-36), трансграничные услуги между Сообществом и Украиной (раздел 3, статьи 37-40) и общие положения (раздел 4, статьи 41-47).
Часть V — "Текущие платежи и капитал" (статья 48) устанавливает порядок валютного регулирования и платежей между сторонами Соглашения.
Конкуренция, защита интеллектуальной собственности, промышленной и коммерческой собственности, а также сотрудничество в области законодательства являются объектом наиболее пристального внимания отечественных юристов – как теоретиков, так и практиков, в связи с содержащимися в статьях 49-51 (часть VI) обязательствами, принятыми Украиной в области сближения существующего и будущего законодательства Украины с законодательством Сообщества, приблизительной адекватностью законодательства в приоритетных сферах (определены статьей 51 Соглашения).
Экономическое сотрудничество (часть VII, статьи 52-79), сотрудничество в области культуры (часть VIII, статья 80), финансовое сотрудничество (часть IX, статьи 81-84) определяют относительно четкие обязательства сторон и содержат положения, позволяющие осуществить частичную интеграцию Украины в ЕС, даже до получения ею статуса страны с ассоциированным членством.
Институциональные, общие и заключительные положения (часть X, статьи 85-109), устанавливают механизмы взаимодействия и регламентируют деятельность сторон по максимальному достижению целей СПС.
СПС представляет собой довольно специфический международно-правовой документ, содержащий как политические принципы и нормы, так и нормы нормативно-правового характера. Специфика СПС заключается также в том, что данный международно-правовой документ вводит в действие между его участниками некоторые положения Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Текст Соглашения (в частности, статьи 10 (1), 11 (2), 16, 19, 49 (2), 89) имеет прямые ссылки на статьи ГАТТ, и таким образом некоторые положения ГАТТ являются частью национального законодательства и обязательны к применению в отношениях между Украиной и государствами-членами ЕС.
Однако, проблема применения положений СПС субъектами национального права и правоприменительными органами в случае коллизии с положениями нормативных актов, включая законы и Конституцию, полностью не решена. В соответствующем положении статьи 9 Конституции данный вопрос урегулирован недостаточно четко, а Конституционный Суд Украины, в чьей компетенции дать необходимое толкование этой норме, не дал ответ на упомянутый вопрос, ограничившись общим утверждением о том, что "международные договоры, ратифицированные Верховным Советом, являются частью национального законодательства Украины" (см. решения №12-рп/98 и №9-рп/2000).
С другой стороны, Украина как субъект международного права связана определенными обязательствами vis-a-vis мирового сообщества в целом и остальных субъектов международного права. Соответственно, при рассмотрении вопроса о месте международных договоров в системе законодательства Украины нельзя не учитывать общепризнанные принципы и нормы международного права, как это определено, среди прочего, в статье 18 Конституции Украины.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ПРЕВАЛИРУЕТ НАД ВНУТРЕННИМ
Международный Суд ООН в консультативном заключении по делу Application of the Obligation to Arbitrate under Section 21 of the UN Headquarters Agreement особо отметил, что "фундаментальный принцип международного права заключается в том, что международное право превалирует над внутренним" (I.C.J. Reports 1988, p. 35). Более того, Международный Суд ООН в данном решении еще раз подтвердил принцип, примененный Постоянной палатой международного правосудия в деле The Greco-Bulgarian Communities: "общепризнанным принципом международного права является то, что положения внутреннего права не могут превалировать над нормами договора" (P.C.I.J. Series B, No. 17, p. 32). Данный принцип был также закреплен в статье 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года и статье 27 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года, ратифицированных Украиной.
Таким образом, при применении международного договора в национальных судах Украины следует исходить из того, что нормы национального законодательства, включая Конституцию и законы, не должны противоречить нормам международного права, в том числе и конкретного международного договора, ратифицированного Верховной Радой Украины. Такой вывод также следует из толкования части 2 статьи 9 Конституции, предусматривающей возможность заключения международных договоров, противоречащих Конституции, только после внесения изменений в Конституцию Украины. Соответственно, в случае коллизии между нормой международного договора, ратифицированного Верховным Советом, и положением Конституции данное положение Основного Закона должно толковаться исключительно как соответствующее международному договору.
Этот принцип характерен для национального права большинства европейских государств. Более того, статья VI Конституции США специально предусматривает, что "все договоры, которые заключены или будут заключены от имени Соединенных Штатов, являются верховным правом страны; и судьи в каждом штате обязаны следовать такому праву, что бы ему ни противоречило в Конституции или законах любого штата".
Примером из мировой практики применения презумпции соответствия нормы национального права положениям международного права и соответствующего толкования является доктрина, сформулированная американским судьей Греем в решениях по делам the Paquete Habana (1895) и the Lola (1900). Руководствуясь данной доктриной, Верховный Суд США в деле Schroeder v. Bissell, в частности, отметил: "Пока не будет доказано, что акт Конгресса изначально и намеренно был принят вопреки норме международного права, действует презумпция того, что его намеревались принять в соответствии с такой нормой" (Schroeder v. Bissell, 5 F.2d 838, p. 842).
О ПРИМЕНЕНИИ В СУДАХ УКРАИНЫ
Особо следует отметить, что юридические и физические лица Украины, могут непосредственно применять в национальных судах Украины положения СПС в делах против органов государственной власти. Практика применения Европейской конвенции по правам человека и основным свободам 1950 года убедительно свидетельствует, что международное право в европейском его понимании регулирует не только отношения между государствами или международными организациями. По этому поводу заслуживает внимания мнение Американского Института Права: "Международное право состоит из норм принципов общего применения, регулирующих поведение государств и международных организаций, а также некоторые их отношения как с физическими, так и юридическими лицами".
Соответственно, государство в лице его органов не может ссылаться на отсутствие имплементационного акта либо на положение акта национального законодательства как на основание неприменения положений международного договора и, в частности, СПС. Более того, положения частей III и IV СПС в сфере торговли товарами, создания и деятельности компаний, условий труда, текущих платежей и капитала не требуют особого имплементационного акта, поскольку четко определяют права и обязанности юридических и физических лиц в данных сферах отношений Украины с ЕС.
Исходя из вышеизложенного, СПС между Украиной и ЕС, как и любой иной обязательный для Украины международно-правовой документ, подлежит обязательному применению в национальных судах Украины и иных правоприменительных органах. Выполнение Украиной своих обязательств, закрепленных в СПС, без сомнения, будет также определять перспективы вступления Украины во Всемирную Торговую Организацию и признания мировым сообществом нашей страны как полноправного участника международных торговых отношений.
БЛАЖЕВИЧ Владислав — главный специалист Центра сравнительного права при Министерстве юстиции Украины;
ВОДЯННИКОВ Александр — главный специалист Центра сравнительного права при Министерстве юстиции Украины. http://www.comparativelaw.kiev.ua
На правах рекламы: