Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Статья Правовое регулирование оказания интернет-услуг. Петровский С. "Российская юстиция".
описание | темы | ключевые слова 
1. В статье идет речь о услугах , связанных с передачей компьютерных данных по каналам Интернет . Согласно исследованиям компании "Комкон-2", за 2000 год в российский рынок интернет-услут инвестированы суммы, эквивалентные 200—350 млн. долларов США. К сожалению, с точки зрения автора, правовое регулирование в этой области отстает от потребностей государства, граждан и организаций. Действующее законодательство содержит ряд несоответствий и пробелов, которые затрудняют развитие цивилизованного рынка Интернет-услуг, приводят к ухудшению инвестиционного климата, а также к нарушениям прав граждан и юридических лиц,существуют и заведомо неработающие нормы, в частности обязывающие регистрировать каждый сайт в качестве средства массовой информации (ст. 24 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации") вне зависимости от того, сколько человек знакомится с его содержанием , говорится в статье.
2. Для решения этих проблем в Государственную Думу на начало 2001 года внесено 9 законопроектов. Они касаются правовой стороны использования Интернета в традиционных отраслях экономики и не регулируют отношения на рынке телекоммуникаций, т.е. упускаются из виду базовые услуги, без которых невозможно использование Интернета (подключение, электронная почта, размещение информационного сетевого ресурса (сайта) и т.д.). На взгляд автора статьи , необходимо принять федеральный закон, о правовом регулировании оказания интернет-услуг, который восполнил бы эти пробелы. При этом следует исходить из принципа минимального государственного вмешательства в отношения по поводу Интернета и установления жестких правил лишь в случаях, когда неурегулированность создает угрозу информационной безопасности, законным правам граждан и юридических лиц. Необходимо также учитывать рекомендации международных организаций о нецелесообразности правового регулирования отношений по поводу конкретных информационных технологий ввиду их быстрого изменения и замены новыми,говорит автор.
Последний считает, что новый закон должен решать следующие задачи:
- определение основных понятий в сфере правового регулирования Интернета;
- установление общих подходов к лицензированию и сертификации в области оказания интернет-услуг.
Предлагает предусмотреть введение обязательного лицензирования деятельности по оказанию услуг электронной почты. Одной из основных проблем в сфере интернет-услут является сложность доказывания фактов передачи данных, поскольку они нигде не фиксируются и операторы связи не обязаны их сохранять, говорит автор, однако фиксирование всех отправлений электронной почты нецелесообразно, так как большинство отправлений не относится к официальной переписке и подтверждение факта их отправки или получения, как правило, не требуется. Исходя из аналогии услуг по передаче данных в рамках электронной почты услугам почты обычной, Правительству РФ необходимо принять правила оказания интернет-услуг электронной почты, устанавливающие категории отправлений: обычные, не требующие документирования факта их отправления, и заказные, об отправке которых можно будет получить документ установленного образца. С точки зрения автора оператор связи вправе хранить сведения о пользователе Интернета, которому он оказывает интернет-услуги связи. Сведения о нем могут выдаваться только самому пользователю или его представителю; иным лицам — исключительно на основании судебного решения. Информация о передаваемых по Интернету сообщениях, а также сами сообщения должны быть доступны лишь отправителям и адресатам или их представителям, подчеркивает автор статьи. Любые ограничения тайны связи, в том числе задержка, осмотр, копирование данных и сведений об их отправителях и адресатах, допускаются только на основании судебного решения.
Автор статьи считает, что оператор связи должен нести солидарную с пользователем Интернета имущественную ответственность, если не докажет, что при предусмотрительности, указанной в законе или договоре, он не знал и не должен был знать о содержании «секретных» данных, а также принял все меры для нераспространения сведений после того, как ему стало известно об их содержании.
Что касается ответственности пользователей Интернета за систематическую отправку по адресам электронной почты незапрошенных данных рекламного характера , то такого рода деятельность — "спамминг" — приносит имущественный ущерб пользователям Интернета:
большое число рекламных сообщений нередко блокирует получение необходимой информации по электронной почте; пользователи получают рекламные сообщения в автоматическом режиме и фактически вынуждены оплачивать их получение, пишет автор.
В законе не следует затрагивать вопросы, связанные с электронной формой документов, заключением электронных сделок и электронной подписью, так как они должны являться предметом отдельного федерального закона, где будут установлены единые правила для всех видов сделок, говорится в статье. Автором настоящей статьи подготовлен проект федерального закона "О правовом регулировании оказания интернет-услуг", в котором учтены изложенные предложения (текст проекта см. на сайге "Право Интернет в России" по адресу: http://www.pravo.lnet.ru).Важно отметить, что реализация закона не потребует затрат за счет средств федерального бюджета.
На правах рекламы: