Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Ресурс Internet НАСТОЯЩИЕ КОНТРАКТЫ В ВИРТУАЛЬНОМ МИРЕ Игорь РУДЕНКО www.ypgazeta.com
описание | темы | ключевые слова 
Стремительное развитие телекоммуникационных технологий, глобальной компьютерной сети Интернет привело к тому, что "все большее количество сделок в международной торговле заключаются посредством электронного обмена данными и других средств передачи данных, обычно называемого "электронная коммерция" (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН А.51.628 от 30 января 1997 года). Доля электронной торговли в мировой экономике относительно невелика (26 млрд. долларов США в 1995 году), но стремительно растет. Ожидается, что достигнет уровня 330 млрд. дол. США в 2001-2002 годах и одного триллиона в 2003-2005 годах (данные ОЭСР, 1998 год). Коммерческие же трансакции (business-to-business или В2В) составляют 80% всего количества.
Как отмечала группа топ-менеджеров частных международных компаний (Sacher’s Report) в своем Докладе по электронной торговле, подготовленном в рамках ОЭСР, коммерция зависит от доверия между сторонами, и стороны в электронной сделке должны иметь определенную степень доверия к партнеру, присущую "традиционным" (в простой письменной форме) методам заключения сделок, т.е. быть уверенными, что сделка легитимна в следующем смысле:
покупатель и продавец являются теми, за кого себя выдают;
продавец имеет право продавать предложенный им товар;
покупатель располагает средствами для совершения сделки;
механизмы доставки товара и оплаты возможны, легальны и безопасны;
проданный товар соответствует описанию и пригоден;
купленный товар (или услуга) может и будет доставлен покупателю.
Естественно, электронная коммерция остается прежде всего коммерцией, и к сделкам в электронном виде применяются такие же принципы и нормы, как и к "обычным" контрактам. Среди них, в частности нормы, установленные Венской конвенцией о международной купле-продаже товаров, Типовым законом UNCITRAL о международном коммерческом арбитраже и т.п. Законодательство многих стран сегодня не готово соответствовать требованиям информационного общества. Это касается и правового регулирования заключения сделок посредством обмена электронными документами.
Вопросы оплаты товаров и услуг, поставляемых, согласно условиям контракта, посредством глобальных сетей, не являются предметом регулирования упомянутых ниже актов.
ТИПОВОЙ ЗАКОН UNCITRAL ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
В 1985-1996 годах UNCITRAL подготовила Типовой закон об электронной коммерции. Закон создавался как модель для приведения законодательства стран в соответствие с требованиями, возникающими в связи с развитием телекоммуникационных технологий. Типовой закон состоит из двух частей. Первая посвященная электронной коммерции в целом, а вторая — электронной коммерции в сфере грузоперевозок.
Руководство по введению в действие Типового закона определяет основные функции "бумажного" контракта: удобочитаемость, неизменяемость, возможность делать копии, возможность аутентификации посредством подписи и простота хранения. В типовом законе отмечается, что такие же функции присущи и контракту и в электронном виде.
Типовой закон об электронной торговле UNCITRAL создал важный принцип – принцип недискриминации: информация не может быть лишена юридической силы, действительности или исковой силы на том лишь основании, что она составлена в форме сообщения данных.
Закон определяет форму оригинала контракта, условия оферты и акцепта в электронном виде, время и место получения или отсылки электронного сообщения, допустимость и доказательную силу сообщения данных.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН А/51/628 от 30 января 1997 года рекомендует государствам при разработке законодательства "учитывать положения Типового закона ввиду необходимости унификации законодательства, применяемого к альтернативным бумажным формам методам передачи и хранения информации".
ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ООН
В 1995 году Европейская комиссия приняла типовой закон об обмене электронными данными с использыванием EDI. Для создания доверительных отношений между сторонами Комиссия разработала и в 2000 году приняла Соглашение об электронной коммерции в качестве рекомендаций для участников отношений (Electronic Соmmerse Agreement или "E-Agreement"). Соглашение содержит набор правил для:
существенных условий электронного контракта (минимально необходимая информация о сторонах отношений; метод коммуникации, выбранный сторонами (EMAIL, WEBSITE, EDI и т.п.); технические стандарты связи, программное обеспечение, информационные посредники);
процедуры оферты и акцепта (время отзыва оферты и принятия акцепта);
правоприменения.
Рекомендации CEFACT, так же, как и рекомендации Типового закона, носят факультативный характер.
ДИРЕКТИВА ЕС "ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ"
В свою очередь Европейский Союз принял Директиву 200/31/ЕС от 8 июня 2000 года "Об электронной коммерции". В преамбуле Директивы указывается, что "развитие электронной коммерции в информационном обществе обещает перспективы занятости в Сообществе, особенно касательно малых и средних предприятий, и будет стимулировать экономический рост и инвестиции европейских компаний…".
Директива регулирует отношения в следующих областях:
ответственность информационных посредников (intermediary service provider) за отправление, получение или хранение электронных документов, предоставление доступа к сети, а также информирование участников сделок о технической стороне заключения сделок в электронном виде;
признание электронных контрактов;
процедура заключения контрактов он-лайн и минимальные требования о предоставлении информации участниками договора (существенные условия электронного контракта);
Директива также предусматривает принцип недискриминации – страны-участницы приведут свое законодательство в соответствие с нормой, согласно которой контракты не могут быть лишены юридической силы лишь на основании того, что они заключены в электронном виде. При этом возможен ряд исключений из указанного правила: контракты, связанные с недвижимостью, контракты, требующие заверения государственными органами, завещания и т.д. Страны-участницы обязуются привести свое законодательство в соответствие с Директивой до 17 января 2002 года.
ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОСРЕДНИКОВ
Отдельного внимания заслуживает проблема ответственности информационных посредников (провайдер, "intermediary service providers", on-line service provider, provider of access, provider of the informational content, ISP, ASP). В проекте Закона Украины "Об электронных документах и электронном документообороте" "информационный посредник" определяется как "лицо, которое от имени других лиц электронного документооборота отправляет, получает или хранит электронные документы и (или) сообщения данных". Эта проблема достаточно живо обсуждается юристами, но единой точки зрения пока не существует.
В материалах III Всероссийской конференции "Право и Интернет: теория и практика" (опубликовано 21 ноября 2000 года). Виктор Наумов выделил три основных подхода, существующих в практике законотворчества государств:
провайдер несет ответственность за все действия пользователей, не зависимо от наличия у него как у субъекта права знания о совершаемых действиях;
провайдер не несет ответственности за пользователей в том случае, если выполняет определенные условия, связанные с характером предоставления услуг и взаимодействием с субъектами информационного обмена, а также лицами, чьи права нарушаются действиями пользователей;
провайдер не отвечает за действия пользователей.
Как видим, подходы к регулированию ответственности информационных посредников бывают совершенно противоположными, и эта тема требует дальнейшей разработки и консультаций специалистов (государства, юристов, провайдеров).
НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ
Разработка международно-правового регулирования обмена электронными данными в международной торговле, в том числе, заключения контрактов в электронной форме, ведется в двух направлениях — формальном и содержательном (по стандартизации методов компьютерной связи и стандартизации содержания, передаваемых сообщений). Так, основная цель Унифицированных правил поведения при международной передаче данных методами компьютерной связи — "облегчить обмен коммерческой информацией, передающейся через компьютеры, установить согласованные правила поведения между сторонами, участвующими в этой передаче" (Правила UNCID, 1988 год). Развитие этих двух направлений требует активного международного сотрудничества. По словам Кристофера Кюнера из юридической фирмы Morrison & Foerster, участвовавшего в работе UNCITRAL, существование в разных странах совершенно разных законов, может создать препятствия для их применения. Г-н Кюнер считает, что даже после принятия общей структуры пройдет много лет, прежде чем законы будут приведены в соответствие друг с другом (IT Week, 16 октября 2000). На 34-ой сессии UNCITRAL в июне-марте 2001 года UNCITRAL должна согласовать структуру, которая поможет государствам унифицировать свои законы о цифровой подписи.
Кроме того, при разработке национального законодательства, регулирующего отношения в рассматриваемой сфере, следует учитывать принцип технологической нейтральности (государство не может отдавать предпочтение какому-то одному оборудованию, обеспечивающему обмен электронными сообщениями) и принцип прозрачности, определяемый как "обеспечение общедоступности соответствующей информации об условиях доступа к использованию телекоммуникационных сетей и услуг общего пользования" согласно статье 4 Приложения о коммуникациях GATS.
Развитие законодательства в сфере электронного документооборота способствует эффективной интеграции Украины в международное сообщество. На повестке дня стоит вопрос о принятии Законов Украины "Об электронной цифровой подписи", "Об электронных документах и электронном документообороте" и "О заключении гражданско-правовых договоров с использованием электронного документооборота и электронной подписи". Проекты указанных законов подготовлены в связи с реализацией Указа Президента Украины № 928/2000 от 31 июля 2000 года "О мерах по развитию национальной составляющей глобальной информационной сети Интернет и обеспечению широкого доступа к этой сети на Украине". Вышеуказанные проекты составят правовую основу для заключения контрактов в Интернете. В настоящее время проекты, по мнению автора, требуют согласования терминологии и содержания, а также дополнительной доработки, в частности, в части разрешения споров. Учитывая положительный опыт работы группы экспертов, подготовивших доклад об электронной торговле (Sacher’s Report), отражающий видение проблемы глазами предпринимателей, полезно было бы учитывать при принятии вышеуказанных законов и мнение представителей национального бизнеса, ученых (см., например, Капица Ю. М. "Правовое регулирование электронной подписи в зарубежных странах". Журнал "Телеком" - № 11-12, 2000 и др.), в том числе опыт зарубежных специалистов в сфере соответствующего правового регулирования. В конце концов, они же и будут основными игроками.
Уже сейчас стоит задуматься о соответствующей подготовке юристов в этой области, поскольку невозможно заниматься профессиональной деятельностью без соответствующих знаний информационных технологий. Учитывая плачевное состояние материального обеспечения судов, пока трудно также представить рассмотрение в суде электронных документов в качестве доказательств.
Учитывая специфику регулирования отношений, "усложненных" использованием глобальных компьютерных сетей, актуальным остается вопрос о заключении дву- и многосторонних договоров о взаимном признании, электронной цифровой подписи (а значит и контрактов, заключенных в электронном виде).
Принятием Законов Украины "Об электронной цифровой подписи", "Об электронных документах и электронном документообороте" и "О заключении гражданско-правовых договоров с использованием электронного документооборота и электронной подписи" и внесением соответствующих изменений в действующее законодательство вопрос не исчерпывается. Крайне необходимы, на данном этапе, консультации специалистов: юристов, провайдеров, представителей бизнеса и государства.
РУДЕНКО Игорь - юрист Центра интеллектуальной собственности и передачи технологий НАН Украины. Тел.: 221-67-64 E-mail: lexinformatica@netscape.net

На правах рекламы: