Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Статья Электронная коммерция: поиск критериев успеха. Александр Морозов, Инна Семак Мир интернет.- №9.- 2000.- 44-49.
описание | темы | ключевые слова 
Эта статья была посвящена иccследованию, которое было проведено компанией Gallup SPb в июне 2000 года. Данное исследование является первым этапом крупномасштабного проекта по онлайновой торговле, цель которого - разработка эффективной стратегии стимулирования покупок в Сети на основе всестороннего изучения поведения посетителей Интернет-магазинов.
На первом этапе проводимого компанией Gallup SPb исследования оценивалась ситуация на рынке электронной коммерции в российской части Интернета, выявлялись характерные черты, присущие современным сетевым магазинам, тенденции развития отрасли. Оценивалась также важность различных факторов, влияющих на развитие сетевой торговли в российском сегменте Сети, выделялись наиболее значимые с точки зрения экспертов характеристики потребителей, анализ которых необходим для развития сетевой торговли.
Каждый магазин оценивался по ряду параметров: дизайн (наличие витрины, качественная оценка общего оформления и пр ), наличие технологических ошибок (незагружаемые элементы графики, ошибки в гиперссылках), ассортимент товаров, гендерный профиль магазина, качество и объем представленной информации о товаре, сложность работы с каталогом товаров и наличие системы внутреннего поиска. Также рассматривались используемые системы оплаты и декларируемые схемы доставки товаров, маркетинговая стратегия продвижения как электронного магазина в целом, так и предлагаемых товаров и услуг 73% онлайновых магазинов продвигают собственный брэнд, 27% ресурсов позиционируют себя как часть корпоративного бизнеса и не имеют собственной торговой марки.
Подавляющее большинство рассмотренных сайтов (62,2%) профессионально оформлены, дизайн 29,7% магазинов можно квалифицировать как устаревший или выполненный не на должном уровне, 8,1% ресурсов онлайновой торговли имели универсальный текстовый дизайн с минимальным использованием графики. Кроме того, исследование показало, что 10,8% ресурсов имели серьезные технологические ошибки при своем создании или поддержке отсутствовали отдельные страницы на сайте, имелись ошибки в гиперссылках на страницах, при просмотре не загружались отдельные графические элементы, не работали некоторые формы регистрации или оформления заказа). Следует отметить и тот факт, что подобные недостатки имели не только малоизвестные «небольшие» магазины с невысокой посещаемостью и маленьким ассортиментом товаров, но и крупные онлайновые супермаркеты, чьей технической поддержкой, по всей видимости, занимается достаточно большой коллектив специалистов. В первом случае ошибки могут объясняться низким уровнем сервисной поддержки ресурса, во втором случае причины сбоев могут скрываться в технологической сложности организации электронного бизнеса или организационных просчетах их создателей.
Как правило, сетевая коммерция предлагает покупателю несколько схем оплаты товаров на выбор. Подавляющее большинство магазинов (62,2%) при проведении сделок делают основную ставку на предоплату реализуемых товаров и услуг через банк. В 18,9% магазинов можно оплатить приобретение наложенным платежом (при получении товара на почте или при доставке курьером). Дебетовые и кредитные карты принимают 8,1% компаний сетевой торговли, ровно столько же (8,1%) используют другие электронные системы оплаты (PayCash, WebMoney и пр.).
Подавляющее большинство интернет-магазинов (94,6%) предлагают услуги по доставке товаров 27% используют в этих целях почтовые каналы, 35,1% — курьерские, 56,8% оговаривают условия поставки только после оформления заказа.
Подводя итог обзора, можно сказать, что на данный момент российский сегмент Интернета имеет развитую сеть электронных магазинов. В большинстве своем это профессионально реализованные проекты, обладающие хорошим дизайном, большим ассортиментом товаров, имеющие продуманную систему оплаты и доставки товаров. Однако вызывает опасение общая тенденция все еще слабой «обратной связи» с посетителем (отсутствие подробной контактной информации, пассивность в проведении опросов) при видимом качественном росте других показателей (дизайн, технологичность). Вызывает тревогу и высокий процент компаний, ограничивающихся представлением товара только в виде прайс-листов, без какой-либо минимальной сопроводительной информации. Можно предположить, что не лучшим образом отражается на сетевых продажах отсутствие системы поиска товаров и стройного, логичного каталога.
Наиболее актуальными проблемами, стоящими в настоящее время перед российскими сетевыми магазинами, являются недоверие покупателей к онлайновым магазинам, низкий уровень спроса. Во многом это объясняется неверно расставляемыми акцентами важности различных факторов, требующихся посетителю для принятия решения о покупке товара в магазине. В условиях жесткой конкуренции успешность сетевого магазина непосредственно зависит от наличия информации о различных факторах, внешних и внутренних, но так или иначе связанных с оценками и мнением его посетителей. Это говорит об актуальности проведения исследований в области электронной коммерции, дающих полный объем информации о предпочтениях Интернет-сообщества в целом и посетителей веб-магазинов в частности, необходимой для формирования более успешной стратегии сетевых продаж.
На правах рекламы: