Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Статья Технические меры защиты авторского права и смежных нрав в интернете. С. Судариков «Интеллектуальная собственность», Москва
описание | темы | ключевые слова 
Прежде чем рассматривать правовые нормы в отношении технической защиты охраняемых объектов, автор статьи считает необходимым познакомиться с некоторыми особенностями цифровых технологий, которые радикально повлияли на правовую охрану объектов ИС и, прежде всего, объектов авторского права и смежных прав.
Автор данной публикации выделяет следующие основные особенности цифровой формы объектов авторского права и смежных прав в сравнении с аналоговой :
- цифровая форма может быть получена практически для любого объекта авторского права или смежных прав;
- цифровая форма может быть преобразована в аналоговую, воспринимаемую человеком;
- копирование цифровых объектов во многих случаях существенно проще, чем копирование аналоговых;
- копирование цифровых объектов происходит с сохранением качества оригинала объекта.
Особенностью цифровой формы объектов авторского права и смежных прав является еще и то, как отмечает корреспондент, что она идеально приспособлена не только для копирования, но и для передачи в электронных сетях.
Ситуация с обеспечением прав на объекты авторского права и смежных прав еще более обострилась с внедрением Интернета, который оказался идеальной средой для размещения и распространения цифровых объектов. Правообладатель оказался практически незащищенным: его объект мог быть размещен на сервере Интернета и оказаться доступным для пользователей практически бесплатно, что вело к значительным материальным потерям.
На подготовительном этапе создания Всемирной торговой организации ВТО были исследованы очень многие аспекты, связанные с международной торговлей, в частности ИС. Выработанные новые международные нормы в отношении объектов ИС были воплощены в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС). Выполнение положений этого Соглашения является обязательным для всех государств - участников ВТО.
Соглашением ТРИПС нормы применимы в основном к традиционным аналоговым объектам, пересекающим границы государств в материальной форме, а не в форме электромагнитных пакетов в сети Интернет. Если иные объекты ИС могут существовать и представлять ценность только воплощенными в товарах и продуктах в виде изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, то объекты авторского права и смежных прав могут существовать как в аналоговой, так и в цифровой форме и представлять ценность вне зависимости от того, в какой форме они находятся.
Международные нормы права и цифровые объекты после принятия в 1961 г. Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (далее - Римская конвенция) и пересмотра в 1971 г. Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (далее - Бернская конвенция) возникшие и получившие широкое распространение новые технические средства в области звуко-, видеозаписи, фотографии, репрографии, радио, кино, эфирного, спутникового и кабельного телевидения, компьютерных программ, электронных баз данных и, самое главное, цифровых технологий потребовали разработки новых международных норм в области авторского права и смежных прав.
Разработка новых норм права на ИС велась в рамках экспертных групп Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) фактически с момента ее создания, а также в рамках Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ). Результаты деятельности экспертных групп воплотились, прежде всего, в Соглашении ТРИПС.
Новые международные нормы в отношении объектов авторского права и смежных прав, находящихся в цифрой форме и цифровой среде, были выработаны на Дипломатической конференции ВОИС в декабре 1996 г., которая приняла Договор ВОИС по авторскому праву (далее -ДАП) и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (далее - ДИФ).
Договоры ВОИС предназначены, прежде всего, для законодательного регулирования норм авторского права и смежных прав в цифровой среде и использования таких объектов в глобальной информационной инфраструктуре, в частности в сети Интернет.
Договоры ВОИС стали новым шагом в развитии международных норм охраны авторского права и смежных прав после Бернской и Римской конвенций и Соглашения ТРИПС.
Договоры ВОИС ввели, по существу, новое имущественное право для трех категорий правообладателей - авторов, исполнителей и производителей фонограмм. Это новое право было названо правом сделать 1 произведение, записанное исполнение, фонограмму доступными в цифровой среде.
Право сделать объект доступным установлено в обоих договорах не вполне идентично. Из начальной части ст. 8 ДАП следует, что это право рассматривается как частный случай права на сообщение для всеобщего сведения. В ст. 10 и 14 ДИФ устанавливается право сделать записанные исполнения и фонограммы доступными. Это право имеет самостоятельное значение и относится к использованию цифровых объектов авторского права и смежных прав прежде всего в Интернете. Автор имеет право разрешать или запрещать доведение своего произведения до всеобщего сведения в Интернете, поэтому никто без разрешения автора или иного правообладателя не имеет права разместить охраняемое произведение в Интернете для предоставления доступа к нему.
Договоры ВОИС, по существу, установили право доступа к произведениям, записанным исполнениям и фонограммам, размещенным в Интернете, поэтому есть все основания считать такое право самостоятельным, действующим в информационных сетях.
Доведение объекта до всеобщего сведения возможно только в том случае, если он размещен в электронной среде, причем такое размещение допустимо только с разрешения правообладателя. Именно такое право осуществлять или разрешать осуществлять размещение объекта авторского права или смежных прав в электронной среде может быть названо правом на размещение объекта в цифровой среде. Причем это право подразумевает, что к размещенному объекту может быть предоставлен удаленный доступ.
Существует много технических методов и устройств, которые позволяют в некоторой мере защитить объект ИС от несанкционированного использования.
Для обхода технической защиты объектов ИС не только выпускаются специальные устройства и приборы, но и предоставляются услуги по снятию (удалению, блокировке и т. д.) защиты с охраняемых объектов.
В основных предложениях к Дипломатической конференции ВОИС 1996 г. под противозащитными устройствами понимались устройства, изделия или компоненты, включенные в устройство или изделие, основным назначением или основным результатом применения которых является снятие любой защиты с объектов авторского права и смежных прав.
Впервые на международном уровне правовые нормы в отношении технических средств защиты авторского права и смежных прав были сформулированы в указанных выше договорах ВОИС 1996 г. Эти нормы требуют, чтобы страны предусмотрели соответствующую правовую охрану и эффективные средства правовой защиты от обхода существующих технических средств, используемых правообладателями в связи с осуществлением своих прав и ограничивающих действия в отношении их объектов авторского права или смежных прав, которые не разрешены правообладателями или не допускаются законом.
Положения ст. 11 ДАП и ст. 18 ДИФ означают, что страны свободны в выборе средств правовой охраны в соответствии с национальными правовыми системами. Основное требование договоров - чтобы такие средства были эффективными.
Нормы ДАП и ДИФ в отношении технических средств защиты означают, что объекты авторского права или смежных прав, изготовленные без разрешения правообладателя с помощью противозащитных устройств, средств и услуг, должны быть поставлены вне закона. Поскольку снятие защиты с объекта авторского права или смежных прав означает производство контрафактной продукции, такие действия и такая продукция могут подпадать под уже действующее гражданское или уголовное законодательство.
Правовая охрана информации об управлении правами одним из технических средств защиты объектов авторского права и смежных прав может считаться информация об управлении правами, введенная в ст. 12 ДАП и ст. 19 ДИФ. Информация об управлении правами является логическим расширением оповещения об исключительных правах на объекты авторского права и смежных прав. В соответствии с принципом презумпции авторского права или смежных прав правообладателем при отсутствии доказательств иного считается лицо, указанное на экземпляре объекта обычным образом. Такое указание или такую информацию обычно называют оповещением о соответствующих правах. Бернская конвенция, в отличие от Всемирной конвенции об авторском праве, не предусматривает какого-либо конвенционного знака оповещения.
Подобно правовой охране технических мер, электронная информация об управлении правами также подпадает под охрану.
В соответствии с договорами ВОИС страны обязаны предусмотреть в своем законодательстве эффективные средства правовой защиты в отношении любого лица, намеренно осуществляющего любое из следующих действий, выполненных без разрешения правообладателя:
- устранение или изменение любой электронной информации об управлении правами;
- распространение, импорт с целью распространения, сообщение или доведение до всеобщего сведения объектов авторского права или смежных прав с удаленной или измененной электронной информацией об управлении правами.
Нормы
ДАП и ДИФ в отношении электронной информации об управлении правами означают, что объекты авторского права или смежных прав, на которых модифицирована или удалена такая информация, должны быть признаны контрафактными, а такие действия и такая продукция - подпадать под уже действующее гражданское или уголовное законодательство.
На правах рекламы: