Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Статья Интеграция реального бизнеса в сетевую среду Антон Маликов
описание | темы | ключевые слова 
1. Данный период характеризуется тем, что предприятия, организации, учреждения мало по-малу выходят в пространство Интернет. Но создания просто ознакомительной странички сейчас не достаточно для того, чтобы выжить в мире жестокой конкуренции.
Казалось бы, что кроме рекламы создание веб-сайта ничего не может принести фирме. Но это не так: при грамотной интеграции существующих бизнес-процессов в глобальную Сеть предприятие расширит свои возможности с помощью инструмента, который позволит эффективнее организовать собственную работу и предоставить клиентам более удобный сервис. Реальными перспективами использования сайта в работе фирмы являются: снижение затрат на телефонные переговоры, ускорение процесса заказа товаров, упрощение учета и управления финансовыми и транспортными потоками. Ко всему прочему, именно создание новых клиентских сервисов дает возможность найти новые рекламные ходы и позволяет выделить компанию из ряда конкурентов.
В качестве примера можно рассмотреть один из множества видов электронной коммерции - виртуальный склад. Виртуальный склад чаще всего является одной из частей системы различных видов сервиса. Однако все принципы, изложенные ниже применительно к виртуальным складам, могут быть использованы в любых Интернет-разработках. И предприятие, никаким образом не связанное с компьютерным или Интернет-бизнесом, может в полной мере использовать те преимущества, которые предоставляет Всемирная Паутина. Направление коммерции Ь2Ь (бизнес для бизнеса) включает в себя множество систем, в том числе и систему виртуальных складов и предназначены для осуществления удобной и быстрой работы, в первую очередь, с дилерскими сетями. Данные схемы работы достаточно широко распространены в западном бизнесе, в Украине пока, к сожалению, не многие компании отваживаются на осуществление подобных проектов. В основном ими являются крупные продавцы компьютерной техники, которые, в любом случае, непосредственно связаны с новейшими технологиями. Такого рода разработки могут быть с успехом использованы в любых областях бизнеса, что подтвердила практика уже существующих виртуальных складов.
Давайте рассмотрим бизнес-модели предприятий, осуществляющих продажу оптовых партий каких-либо товаров. Наверняка любой пользователь Интернета встречал не один такой сайт. Однозначно то, что осуществлять информационное наполнение сайта должны сотрудники, непосредственно занимающиеся продажей, а не веб-мастера и системные администраторы. Но менеджеры, как правило, не знакомы с версткой HTML-страниц, а заполнение контента через веб-мастера занимает массу времени и ведет к практически неизбежным ошибкам. Ошибкам свойственно накапливаться, и зачастую через не-большой промежуток времени уже никто не может разобраться в том, что опубликовано на сайте.
Решением этой проблемы может стать создание полностью управляемого контента - к счастью, сегодняшние Интернет-технологии позволяют создавать надежные системы управления текстовым и графическим наполнением сайта. При таком подходе менеджеры сами определяют предложения для своих клиентов и мгновенно публикуют их на страницах сайта. Если при этом система предусматривает разграничение доступа клиентов, то каждый дилер или оптовый покупатель, набрав свой логин и пароль, получает персонифицированную информацию. Помимо информационных сообщений, это могут быть и цены с учетом индивидуальных скидок, и система отслеживания заказов (order tracking), и любые другие необходимые данные. Еще раз отметим, что данная схема работы дает возможность тем людям, которые непосредственно общаются с клиентами и осуществляют продажи, определять, кому и какая информация будет предоставлена.
При обсуждении вопроса о том, как может происходить размещение информации на веб-сайте, можно рассмотреть две схемы работы: изменение контента «вручную» и интеграция с уже существующей внутрикорпоративной базой данных. В первом случае менеджер компании с помощью веб-форм или специального программного обеспечения формирует прайслисты, сведения о количестве товара на складе и другую оперативную информацию. Если при этом используется специальная программа, то вся работа может происходить в оффлайн-режиме и по мере готовности переноситься в Интернет. Возможен также вариант работы с локальной копией («зеркалом») виртуального склада, размещенной на одном из компьютеров во внутренней сети предприятия. В этом случае серверы могут обмениваться информацией по команде администратора или по заранее определенному алгоритму. Недостатком подобной схемы работы с виртуальным складом является невысокая оперативность и внесение человеческого фактора в процесс передачи информации. Такой вариант больше подходит для работы с некритичной ко времени информацией, новостными блоками, специальными предложениями и пр.
Вторая, более сложная, но и более удобная схема работы подразумевает автоматизацию процесса передачи информации. Для надежного и быстрого обновления виртуального склада необходимо организовать связь между складским и бухгалтерским программным обеспечением, уже используемым в компании, и базой данных Интернет-сервера. Эта связь не обязательно должна быть постоянной, модуль репликации (передачи изменений) может подключаться к Интернету и передавать данные только тогда, когда на локальном сервере произошли какие-либо изменения. Естественно, что только жестко определенная порция информации выносится за пределы локальной сети предприятия. Многих пугает перспектива неконтролируемого доступа к бухгалтерии и складу своей фирмы, но на веб-сайт передаются те, и только те данные, которые были определены на этапе разработки системы, и виртуальный склад оперирует только этими данными. Формирование цен с условием скидок происходит прямо на интернет-сервере. Возможности взломать корпоративный сервер с помощью его интернет-двойника не существует, так как важные данные передаются только в одном направлении. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов все риски, связанные с созданием подобных систем, но при высоком уровне разработки и надежном хостинг-провайдере можно быть спокойным за внутреннюю сеть предприятия и работу всех серверов.
Отсюда, объединяя оба вышеописанных способа обновления информации на веб-сайте, возможно создание системы, позволяющей автоматически публиковать всю оперативную информацию о продаваемых товарах, а работникам компании осуществить контроль доступа к этой информации и сконцентрироваться на продвижении своей продукции на рынке товаров и услуг.
2. Схема работы торговой компании, как правило, основывается на прямых контактах менеджеров и клиентов, чаще всего это телефонные переговоры, пересылка факсов и электронной почты. Конечно, при такой организации допускаются ошибки и некоторые потери времени. В то время, пока клиент составляет и отсылает заказ, необходимый ему товар или закончится на складе, или цена на него изменится. Во многом упростит эти процессы создание собственного виртуального склада, и работа сотрудников торговой организации в этом случае будет начинаться только в момент отгрузки товара, все остальное сделает веб-сайт.
Клиент, при выходе на веб-сайт компании-поставщика, получая общую информацию, получает и дополнительно составленные специально для него предложения. При перемещении по страницам виртуального склада, он формирует заказ необходимых ему товаров, при этом четко зная, есть ли необходимое ему количество товара на складе у поставщика, а если нет, то какое время понадобится организации для выполнения заказа. Цены, представляемые клиенту, уже содержат скидки, которые он получил в результате предыдущих покупок. После того, как клиент сделал свой выбор, ему предлагается определить количество единиц товара с учетом минимизации транспортных расходов. После выполнения всех этих действий, ему автоматически выставляется счет на оплату, который может быть передан как HTML-страница или текстовый файл, выслан по электронной почте или по факсу, ссылаясь на желание клиента. Система виртуального склада отсылает уведомление менеджеру, который работает с данным клиентом, и дает команду на склад о бронировании нужного количества товаров. Все изменения количества продукции, связанные с заказом, моментально становятся видны в системе виртуального склада, и после прихода платежных документов менеджер дает команду на доставку товара заказчику. Покупатель в любой момент может получить информацию о состоянии своего заказа, хотя эту часть работы уже сложно автоматизировать и чаще всего этим занимается менеджер продавца, выставляя на сайте необходимые сообщения для покупателя («платеж получен», «заказ формируется», «заказ на складе», «заказ отправлен» и подобные).
Виртуальный склад имеет много общего с интернет-магазином. Но количество покупателей здесь ограничено, что позволяет организовать множество видов сервиса, которые расширяют возможности такой системы. Важно и то, что в содержащую информацию виртуального склада может входить информация о состоянии многих тер-риториально распределенных складов и производственных цехов, а управление продажами может осуществляться из центрального офиса или региональных представительств. Кстати, одним из вариантов использования системы может стать виртуальный склад для собственных региональных офисов компании. При этом нет необходимости устанавливать серверы доступа к корпоративным ресурсам в каждом отделении компании и обеспечивать защищенный интерфейс обмена данными между серверами Каждый офис может пользоваться услугами разных провайдеров, быть полностью автономным и, тем не менее, иметь доступ к общему складу компании Что касается защиты такого внутрикорпоративного виртуального склада, то ее можно реа-лизовать не только на программном, но и на аппаратном уровне. Последние разработки компании Cisco как раз представляют собой маршрутизаторы, которые обеспечивают доступ только с определенных IP-адресов или подсетей. Для еще большей надежности можно шифровать график или создавать защищенную виртуальную частную сеть (VPN), используя сеть Интернет как транспорт для передачи данных.
Дальнейшее развитие технологии виртуального склада может лежать в области осуществления платежей. Бывают ситуации, когда и покупатели, и продавец пользуются услугами одного и того же банка, в таком случае инициирование банковских платежей может быть возложено на систему виртуального склада, что еще более автоматизирует работу компаний В ближайшем будущем наверняка появятся системы для осуществления платежей между счетами юридических лиц, и тогда подобные сервисы будут обязательно встраиваться в Ь2Ь-системы.
Организация связи виртуального склада с поставщиками сырья или производителем может стать одним вариантом развития системы. В данный момент является реальной и ситуация, когда интернет-магазин некой компании, определив отсутствие определенного товара на своих виртуальных витринах, отправляет заказ виртуальному складу производителя, который, рассчитав количество материалов, необходимое для производства заказанной продукции, отправляет заказ виртуальному складу поставщика исходного сырья или материалов. Причем все компании располагаются в разных городах и даже странах. Так что создание даже небольшой системы электронного бизнеса со временем может вырасти в серьезную структуру управления предприятием.
Несмотря на то, что большинство российских бизнесменов стараются хранить важную для компании информацию внутри своих локальных сетей и побаиваются контактов с Интернетом, в последнее время значительно возрос интерес к полному переносу документооборота фирмы на Интернет-сервер. Действительно, трудно сказать, где лучше хранить списки клиентов и информацию о финансах, на компьютере в офисе или на сервере хостинг-провайдера. Наилучшее решение, видимо, заключается в разделении информационных потоков и хранении данных в разных местах. Поэтому все более популярными становятся системы, в которых одна часть данных размещена на офисном сервере, а другая в Интернете. Универсальных схем тут быть не может, но и возможности практически ничем не ограничиваются.
Что же мешает развитию в России таких виртуальных систем? В первую очередь, несовершенство техническо-го оснащения компаний - до сих пор встречается множество предприятий, в том числе достаточно крупных, где компьютеры используются в качестве пишущих машинок и бухгалтерских калькуляторов Многие фирмы еще используют электронные таблицы для ведения бухгалтерии и склада. Но может случиться, что идея создания Интернет системы покажет узкие места в уже привычной рабочей среде.
Второй причиной часто является то, что продавец определяет свои отношения с покупателем на основе не поддающихся алгоритмизации процессов, то есть когда ценообразование происходит в момент общения с заказчиком и уже после подписания контракта начинаются поиски необходимого товара. В этом случае виртуальный склад может оперировать только базовыми ценами, что значительно снижает эффективность создания подобного ресурса В такой ситуации помогут нестандартные решения, например создание чатов для клиента и менеджера компании, снижение расходов на междугородные переговоры иногда бывает очень существенным
Еще один немаловажный фактор неготовность покупателей и дилеров к использованию сетевых ресурсов К примеру, крупная торговая компания с удовольствием организовала бы систему работы через Интернет, но ее партнеры не имеют даже адресов электронной почты Как ни странно, подобная ситуация может быть очень выгодной для продавца затратив некоторые средства на обучение, а может быть, и на установку оборудования v своих покупателей, компания получит хороший шанс сильно опередить своих конкурентов.
Как это ни прискорбно, но российская действительность накладывает серьезные ограничения на создание цивилизованного бизнеса, а современные компьютерные системы могут работать только в жестких рамках формальной логики. Поэтому для получения эффекта от внедрения Интернет-технологий в работу предприятия оно должно иметь определенную долю прозрачности ведения дел или хотя бы стремление к такой прозрачности. Хотя вполне возможно, что си-стемы на основе нейронных сетей смогли бы "понять" непростые законы отечественного бизнеса.
Так или иначе, представители оффлайн-бизнеса продвигаются на пути использования Интернета в своей деятельности Как мы уже отмечали, этап создания страничек с описанием деятельности компании проходит, и руководство многих компаний обращает все большее внимание на возможности Сети. Анализируя шаги первопроходцев, наступило время планировать дальнейшие пути в сетевом пространстве Интернет.
На правах рекламы: