Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Статья Авторское право в шоу-бизнесе. И. Силонов «Интеллектуальная собственность», Москва
описание | темы | ключевые слова 
В своей статье И. Силонов описывает особенности защиты авторского права в Российской федерации. Он рассказывает как о наличии законодательных актов в этой отрасли права так и о судебной практике по делам защиты авторских прав в шоубизнесе.
Телепередачи, которые так или иначе связаны с шоу-бизнесом, автор статьи условно разделяет на несколько групп:
- исключительно музыкальные телепередачи, включающие демонстрацию видеоклипов и (или)аудиовизуальных записей исполнений, связующим звеном которых являются комментарии либо литературные мини-сюжеты в исполнении ведущих;
- телепередачи, включающие исключительно видеозаписи концертов или шоу-программ;
- телепередачи, в которых участие артиста-исполнителя призвано украсить передачу музыкальными фрагментами.
И. Силонов считает, что на примере перечисленных телепередач видно, что передача как объект авторского права или смежных прав (в зависимости от порядка ее создания) играет, так же, как и видеоклип, важнейшую роль в рекламе артиста-исполнителя. Организации эфирного и кабельного вещания обязаны в соответствии с нормами Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» (далее - Закон) выплачивать гонорар.
Автор данной публикации говорит, что в п. 2 ст. 36 Закона установлено, что организация эфирного или кабельного вещания осуществляет свои права в пределах прав, полученных по договору с артистом-исполнителем и автором передаваемого в эфир или сообщаемого по кабелю произведения.
И. Солонов отмечает, что начиная с 1995 г. в России сложился достаточно отлаженный механизм выдачи разрешений и сбора авторского вознаграждения. Для правомерного использования произведений организации эфирного и кабельного вещания обязаны иметь и (или) заключать следующие соглашения и договоры:
- лицензионные соглашения с Российским авторским обществом (РАО) на право передачи в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений «малых форм» или частей произведений «больших форм» продолжительностью до 15 минут;
- лицензионные соглашения с РАО на право передачи в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений «больших форм» - в случае трансляции таких произведений полностью или отрывков из них в одной передаче продолжительностью более 15 минут;
- договоры с изготовителями аудиовизуальных произведений, видеозаписей или их правопреемниками на аналогичные способы использования произведений;
- некоторые другие договоры.
Такие соглашения и договоры имеют и (или) заключают своевременно большинство пользователей, случаи незаконного использования произведений крайне редки.
Автор данной публикации отмечает, что хотя Закон действует с 3 августа 1993 г., исполнения как объекты смежных прав до сих пор в ряде случаев используются организациями эфирного и кабельного вещания без заключения договоров и (или) без выплаты исполнительского гонорара.
Такое положение дел связано, как отмечает И. Силонов, с рядом объективных и субъективных причин:
- относительной новизной правоотношений в области смежных прав;
- появлением в России только в 1997 г. организаций, управляющих имущественными правами артистов- исполнителей и производителей фонограмм на коллективной основе;
- сложностью в понимании и применении на практике положений Закона в части смежных прав артистов-исполнителей.
И. Силонов говорит, что в соответствии с абзацем 4 п.1 и п. 2 ст. 37 Закона артисту-исполнителю принадлежит исключительное право на использование исполнения в любой форме, т. е. право осуществлять самостоятельно или разрешать другим лицам осуществлять следующие действия:
1) передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение, если используемое для такой передачи исполнение не было ранее передано в эфир или не осуществляется с использованием записи;
2) записывать ранее не записанное исполнение;
3) воспроизводить запись исполнения;
4) передавать в эфир или по кабелю запись исполнения, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;
5) сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму, на которой записано исполнение с участием артиста-исполнителя.
Автор данной статьи заключает, что для реализации «эфирных» прав артистов-исполнителей между организациями эфирного или кабельного вещания, с одной стороны, и организациями, управляющими имущественными правами артистов-исполнителей и производителей фонограмм на коллективной основе, с другой стороны, должны быть заключены лицензионные соглашения, предмет которых может быть определен следующим образом:
«Пользователь получает право на передачу в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю «живых» исполнений, передаваемых им в прямой трансляции, за что обязуется выплачивать артистам- исполнителям предусмотренное лицензионным соглашением вознаграждение;
пользователь принимает на себя обязательство выплачивать артистам-исполнителям и производителям фонограмм вознаграждение за передачу в эфир или сообщение по кабелю записей исполнений (фонограмм), опубликованных в коммерческих целях».
И. Солонову представляется, что для ускорения процесса заключения таких соглашений было бы целесообразным принятие нового постановления Правительства РФ о ставках вознаграждения артистам-исполнителям. При этом постановление должно предусматривать минимальные ставки вознаграждения, а его применение - носить обязательный характер (в отличие от постановления Правительства РФ № 614 от 17.05.1996 г.). Кроме того, постановление должно предусматривать минимальные ставки вознаграждения не только артистам-исполнителям, но и производителям фонограмм при использовании фонограмм, опубликованных в коммерческих целях. Принятие данного постановления, считает автор статьи, дало бы заинтересованным сторонам отправную точку при ведении переговоров (в частности, при определении размера лицензионных платежей).
Что касается передачи в эфир или сообщения по кабелю записей исполнений, если первоначально такие записи были произведены не для коммерческих целей, то, говорит И. Силонов, учитывая их специфику, разрешение пользователем должно быть получено в каждом конкретном случае непосредственно у артиста- исполнителя. Отдельным договором с артистом-исполнителем должен решаться и вопрос о получении права на запись или на воспроизведение записи исполнения с целью ее последующей передачи в эфир или сообщения по кабелю (хотя не исключено получение таких разрешений на основании лицензий, выдаваемых организациями, управляющими имущественными правами артистов-исполнителей на коллективной основе).
Журналист говорит, что отношения, связанные с производством, размещением и распространением рекламы товаров, работ и услуг, регулируются Федеральным законом «О рекламе» от 18 июня 1995 г. № 108-ФЗ. Важнейшей их составной частью являются отношения по созданию и использованию в рекламном продукте объектов интеллектуальной собственности. Поэтому не случайно в ст. 4 Закона «О рекламе» указано, что реклама может полностью или частично являться объектом авторского права и смежных прав.
Автор отмечает, что т.к. бюджет рекламных продуктов составляет тысячи, а порой десятки и даже сотни тысяч долларов США, сотрудники рекламных агентств в процессе создания рекламного продукта должны очень щепетильно относиться к вопросам соблюдения авторских и смежных прав. Игнорирование этого может поставить под удар успешное проведение рекламной кампании какого-либо товара, работы, услуги или даже политического деятеля и принести фирме и клиенту значительные убытки. Российское законодательство об интеллектуальной собственности предусматривает судебный запрет, например, на передачу рекламного видео- или аудиоролика в эфир в случае, если он изготовлен с нарушением авторских и (или) смежных прав.
Практически любой рекламный продукт содержит в себе охраняемые объекты авторского права и (или) смежных прав и в целом является объектом интеллектуальной собственности (видео- или радиоролик, плакат, листовка и т. п.). Исключения, как отмечает И. Силонов, составляют весьма редкие случаи использования в рекламе неохраняемых произведений, перешедших в общественное достояние в связи с истечением срока действия авторского права или в силу того, что им никогда на территории Российской Федерации не предоставлялась охрана.
Автор публикации констатирует, что в Российской Федерации при создании и использовании рекламных продуктов часто нарушаются авторские права.
На правах рекламы: