Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Ресурс Internet Электронная коммерция становится нормой бизнеса Михаил Новиков Вопросы задавал Андрей Кононов http://admin.spb.ru/win/publications
описание | темы | ключевые слова 
Электронная коммерция становится нормой бизнеса

- Первая российская конференция по электронной коммерции проводилась в ноябре 1998 года. Повлиял ли кризис на атмосферу конференции?

В тот момент Интернет-индустрия еще реально не почувствовала августовских событий. Где-то к середине зимы последствия стали ощущаться. До кризиса были все предпосылки всплеска отечественной электронной коммерции именно осенью 1998 года. Но этого не произошло, большинство проектов было заморожено.

Тем не менее, если в прошлом году мы могли говорить только о возникновении электронной коммерции в Росcии, то сейчас очевидно, что эта индустрия существует и активно развивается. Год назад было около 100 электронных магазинов, в этом году -- уже более 500. Прогресс очевиден.

- Некоторые расценивают кризис как наводнение, очищающее русло бизнеса от всего лишнего. Есть ли с вашей точки зрения положительные моменты в кризисах?

Если говорить о положительных последствиях августа, то большинство компаний, которые удержались на рынке, стали более рационально вести свой бизнес, оптимизировали затраты, научились работать в условиях нормальной доходности, а не сверхприбылей. В отношении мирового рынка можно говорить, что электронная коммерция уже становится нормой бизнеса. В России идет становление электронной коммерции: как в отношении технологий, так и в смысле концепций построения моделей бизнеса.

- Классически считается, что в электронную коммерцию первыми идут high tech компании, затем подтягиваются остальные. Насколько это характерно для России?

В России традиционный бизнес пока только присматривается. Основной сдерживающий фактор - неадекватная осторожность во всем, что касается капиталовложений, особенно долгосрочных. Нужно четко понимать, что электронная коммерция - вложения в перспективу. При этом сегодня можно обойтись небольшими затратами и завтра стать лидером. С другой стороны, можно вообще не вкладывать ничего, но послезавтра безнадежно отстать.

- Получается, что с экономической точки зрения электронная коммерция - это завтрашние прибыли. Что же она может дать сегодня?

Для российского бизнеса - возможность существенно сэкономить средства, снизить накладные расходы. Без всяких сомнений электронная коммерция - это новая возможность для продвижения товаров и услуг, увеличение реальных продаж. Но главное - оптимизация логистики. К примеру, такие хорошо известные производители компьютерной техники, как Dell и Compaq, более 50 процентов продаж осуществляют с помощью электронной коммерции.

Что касается малого бизнеса, то здесь электронная коммерция - уникальный шанс выйти на мировой рынок с минимальными затратами. Крошечная фирма из двух-трех человек может сделать сайт, который будет работать наравне с электронным представительством крупной корпорации. Но электронная коммерция - это не только электронные магазины, предлагающие товары конечному покупателю. Ее реальный потенциал -- в оптимизации взаимоотношений между поставщиками, в сфере оптовой торговли.

- Год назад основной проблемой российской электронной коммерции была неразвитость систем оплаты электронных заказов. Какие проблемы возникают сегодня?

На сегодняшний день Интернет-платежи - уже не проблема. В России существует несколько работающих систем, у потребителя есть выбор. Сейчас проблема другая - неразвитость инфраструктуры электронной коммерции. В России нет надежных и дешевых способов доставки товаров. Кто даст гарантии, что отправленный обычной российской почтой продукт придет вовремя и "без потерь"? Многие отечественные компании, занимающиеся электронной коммерцией, пошли по пути создания собственных курьерских служб. В пределах своего города более половины электронных магазинов сами осуществляют доставку. Что касается доставки между регионами, то логично использовать специализированные структуры. Существует незаполненная ниша, а это в свою очередь стимулирует появление специализированных курьерских компаний.

- Существует ли рецепт для начинающих компаний: что и как нужно делать?

Значительную часть времени я занимаюсь анализом работы других и обобщением их опыта. Консультирование компаний - это всегда процесс индивидуальный, зависит от профиля фирмы, наличия соответствующих специалистов и многих других факторов.

Тем не менее, несколько советов я могу дать прямо сейчас: чтобы избежать чужих ошибок, нужно о них знать, чтобы повторить чей-либо успех, нужно о нем слышать. Желательно в деталях и от первоисточника. Именно для этого мы проводим конференции.

Михаил Новиков

Вопросы задавал Андрей Кононов

© 1999 Golden Web


На правах рекламы: