Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Ресурс Internet Интернет-магазины в России - виртуальная реальность Юрий Иванов, Михаил Новиков http://www.admin.spb.ru/win/publications
описание | темы | ключевые слова 
Интернет-магазины в России - виртуальная реальность?
Конец 1997-го и начало 1998 года - стремительный рост числа публикаций и сообщений, посвященных "электронной коммерции"; на читателя сваливаются новые слова и словосочетания: "электронные платежи", "банк-клиент", "безопасность транзакций", "электронные деньги", "кредитные карты", ФАПСИ и т. п.
Заинтересованность в Интернете банковских структур и фирм, обслуживающих их интересы, понятна и похвальна, однако количество публикаций об электронных платежных системах может породить представление о том, что этими вопросами проблема сетевой коммерции исчерпывается. Значительно меньше говорят и пишут о программном обеспечении для электронной коммерции - том инструменте, который позволяет конкретной компании создавать собственные Интернет-магазины. Совсем мало информации и о том, кто он - настоящий и потенциальный владелец Интернет-магазина; что он обо всем этом думает; каким путем он приходит (или может прийти) к идее создания собственного магазина в Сети.
Нам хотелось бы поделиться своим опытом общения с "торговыми людьми", который мы приобрели в ходе разработки и продажи "коробочного" программного продукта "1С: Аркадия Интернет-магазин". Но прежде посмотрим, какое программное обеспечение для создания Интернет-магазинов имеется на рынке.
Предложения
Сразу оговоримся, что под коробочными программными продуктами понимаются системы, готовые к употреблению ("так как есть"). Понятно: чем больше у программного продукта возможностей, тем выше его стоимость, тем выше уровень необходимой квалификации пользователя.
Естественно, на рынке представлены западные продукты разной стоимости. Одни требуют высокой квалификации пользователей, в частности в области программирования, другие позволяют ограничиться только знанием HTML и четким выполнением инструкций. На американском рынке наиболее распространены IBM CommercePoint, Microsoft Internet Commerce Framework, Netscape ONE, Oracle NCA и Sun/Javasoft JECF.
Предлагаемый инструментарий может содержать достаточно развитый HTML-редактор, а может не содержать его вовсе. Впрочем, это не является решающим моментом при выборе программного обеспечения для создания Интернет-магазинов, так как хороших и дешевых HTML-редакторов достаточно.
Наиболее ответственный вопрос, который следует решить будущему счастливому владельцу Интернет-магазина, - выбор базы данных, обслуживающей on-line-торговлю.
Наиболее известные в России полноценные программные продукты для электронной коммерции включают SQL-версии баз данных (Sybase SQL Server - Intershop 3 - распространяется фирмой TopS (www.tops-msk.com) и Microsoft SQL Server - Microsoft Merchant Server, входящий в настоящее время в состав Microsoft Site Server/Enterprise Edition). Из других программных продуктов для электронной коммерции, присутствующих на российском рынке, можно назвать Oracle Internet Commerce Server фирмы Oracle, а также пакет программ от фирмы Raima.
Среди отечественных программных продуктов мы скромно укажем собственный - "1С: Аркадия Интернет-магазин" (насколько нам известно, это пока единственный в России "коробочный софт"). Из очевидных достоинств этого продукта можно отметить, что он использует в качестве базы данных on-line-торговли самый популярный программный продукт для организации управления торговой деятельностью "1С: Торговля и Склад" компании "1С".
Конечный пользователь получает готовую российскую систему управления торговлей, в результате у него не болит голова над решением проблем интеграции базы данных Интернет-магазина с существующей базой данных по товарам на складе и бухгалтерией. Более детальную информацию о том, как устроена и работает эта система, можно получить по адресу: www.magazin.ru/support.
Как и другие программные продукты для электронной коммерции, этот продукт требует определенной квалификации персонала, обслуживающего Интернет-магазин; однако если пользователь уже эксплуатирует у себя продукт фирмы "1С", то он может справиться с задачей самостоятельно.
Некоторые отечественные разработчики предлагают пользователям решение всего комплекса проблем, связанных с созданием Интернет-магазина, включая Web-дизайн, организацию Web-сервера и т. д.: например, "Формоза-Софт" (www.shop.formoza.ru), "АйТи" (www.it.ru) и "Гарант Парк" (www.park.ru). Компания Quarta (www.future.quarta.ru) предлагает готовые решения, основанные на Microsoft Merchant Server.
Цена программного обеспечения для создания Интернет-магазинов нередко превышает $5000. Конечно, если вы хотите ограничиться только обновлением своего прайс-листа и картинок, а также приемом заказов по электронной почте, то можно приобрести один из наиболее дешевых пакетов Сat@alog 1.0 фирмы Vision Factory стоимостью $1950, а проблемы базы данных и ее связи с прайс-листом в HTML решать самостоятельно. Если вы пожелаете создать Интернет-магазин с помощью "1С: Аркадия Интернет-магазин", то вам это обойдется в $720 ($440 плюс $280 - локальная версия "1С: Торговля и Склад").
Не будем углубляться в обсуждение цен на "софт" для электронной коммерции и стоимости услуг по решению "под ключ", их всегда можно уточнить у производителей или поставщиков. Имеет смысл констатировать тот факт, что на рынке уже есть как предложение услуг по созданию Интернет-магазинов, так и готовые программные продукты, Появляются новые фирмы, предлагающие разнообразные решения и услуги в сфере электронной коммерции. Как же обстоит дело со спросом?
Спрос

Интерес у отечественных торговых фирм к Интернет-магазинам есть. Косвенное доказательство этого - рост числа виртуальных магазинов. Информация о многих из них представлена на сервере www.magazin.ru. С момента открытия сайта (в январе 1998 года) количество зарегистрированных магазинов увеличилось с 20 до 50. На сайте представлены Интернет-магазины, созданные с использованием различного программного обеспечения и предлагающие разнообразный спектр товаров и услуг.
Однако эти же цифры показывают, что бума "Даешь Интернет-магазин!" пока не возникло. Многие считают, что основным препятствием распространения Интернет-магазинов в России является отсутствие развитой системы электронных платежей (кредитных карт, смарт-карт или e-cash, электронных денег).
Да, широкого распространения банковские пластиковые карты у нас еще не получили. Но и не все покупатели западных Интернет-магазинов пользуются ими. Товар могут доставить на дом и произвести расчет на месте. Могут подождать, пока деньги, перечисленные банковским переводом, со счета клиента "доедут" до счета продавца (много раз обруганная неофитами кредитных карт наша "предоплата"). Короче говоря, счастье не только в пластиковых картах.
Попробуем разобраться, почему за оборудованием для Интернет-магазинов очереди пока не выстраиваются. Хорошо бы воспользоваться традиционным подходом - "у них" и "у нас". Но про западных владельцев Интернет-магазинов мы знаем, как ни странно, больше, чем про отечественных.
Немного статистики. В 1997 году 52 ведущих Интернет-продавца заработали 7,3 миллиарда долларов. Среди наиболее широко продаваемых продуктов - программное обеспечение, компьютеры, книги, цветы, одежда, музыка и путешествия. 80% американских предпринимателей пользуются Интернетом, 8% вовлечены в электронную коммерцию. За прошедший год наблюдался 50-процентный прирост продаж через Интернет, и число людей, совершивших покупки в режиме on-line, достигло 10 миллионов. Это 18% от Web-пользователей США, где к Интернету подключено 30% населения (по данным www.commerce.net). В Германии и Англии Интернетом пользуются 9% населения, во Франции - 6% (www.nua.net/surveys).
В отсутствие глубоких и квалифицированных маркетинговых исследований по этой тематике в России приходится полагаться на пресловутый "здравый смысл" и собственные оценки. Желание узнать реальное положение дел подвигло нас на организацию телефонного опроса петербургских торговых компаний. Нас интересовало, что знают в различных торговых фирмах об электронной коммерции и Интернет-магазинах. Насколько эти компании готовы морально и технически открыть свои виртуальные магазины? Каков уровень использования Интернета среди торговых фирм?
Было опрошено 425 петербургских компаний, занимающихся оптовой и оптово-розничной торговлей. В анкетировании согласились участвовать 49,8% от общего числа опрошенных, то есть 212 фирм. Надо сказать, что это довольно высокий показатель, принимая во внимание отсутствие у многих российских компаний опыта участия в таких исследованиях и широко распространенное мнение о том, что любая предоставленная информация будет использована недремлющим конкурентом.
Итак, Интернетом пользуется 67% опрошенных компаний. Наибольшее количество, конечно, среди компаний, торгующих компьютерами и оргтехникой (91%). Высокий уровень "интернетизации" и среди продавцов бытовой электроники (77%). Более половины компаний, продающих парфюмерию, бытовую химию, строительные и канцелярские товары, медикаменты и продукты, также подключено к Интернету. Если мы подсчитаем, какая доля компаний работает с Интернетом, исключив продавцов компьютеров и оргтехники, то среднее число упадает до 54%. Для российского Интернета это тоже совсем не плохой показатель.
Свои Web-страницы имеет каждая четвертая компания. А вот выделенный канал для работы с Интернетом имеет лишь 12% опрошенных. Пока это слишком дорогое удовольствие. По результатам опроса, в средней компании работают с Интернетом трое сотрудников.
Локальная компьютерная сеть организована у 66% опрошенных компаний. В качестве сетевого решения Novell, Windows NT и Windows 95 применяются примерно в одинаковой пропорции.
Какие программные средства используются в компаниях для отслеживания товарооборота и ведения баз данных по товарам? Половина компаний предпочитает собственные разработки, которые чаще всего реализованы в Microsoft Excel или Access. Среди готовых решений наиболее популярной системой оказывается "1С: Торговля", завоевавшая 32% рынка. Затем следует "БЭСТ" (4,1%), доля же других программных продуктов незначительна.
Про электронную коммерцию и Интернет-магазины слышали три четверти наших респондентов. 36% фирм хотело бы организовать свой собственный Интернет-магазин. Наибольший интерес к виртуальной торговле высказали фармацевтические компании (53%). Далее следуют поставщики канцелярских товаров (44%), продавцы компьютеров и оргтехники (41%). Что же привлекает к Интернет-магазинам их потенциальных владельцев?
Наиболее важной они считают возможность расширения географии своего бизнеса (28% опрошенных). С момента появления в России действующих и широко распространенных механизмов электронных платежей эта возможность станет исключительно ценной.
Интернет-магазин позволяет организовать круглосуточный канал сбыта и рекламы товаров. В реализации этой возможности заинтересовано 22% наших респондентов.
Получение обратной связи в виде анкет и электронной почты через Интернет-магазин привлекает 17% торговых компаний. И наконец, 16% опрошенных заинтересовано в предоставлении удаленным филиалам доступа в центральную базу данных с помощью Интернета в режиме on-line.
Следует отметить, что полученные оценки в действительности могут быть несколько завышенными, поскольку среди фирм, отказавшихся от участия в обследовании, уровень "интернетизации" может быть ниже по сравнению с теми компаниями, которые согласились ответить на вопросы нашей анкеты.
Итоги
Что же удерживает торговлю от экспансии в Интернет, перехода от рекламы и поиска информации к активной торговле? Достаточно ограниченный контингент покупателей? По некоторым оценкам, сейчас количество российских пользователей уже превысило 1,3 млн человек. Трудно оценить эффективность инвестиций в электронную коммерцию? Да, это существенный аргумент, относящийся также и к использованию информационных технологий в бизнесе в целом.
Торговля существует на классической триаде Товар, Покупатель, Деньги (забудем про рудимент социализма и переходного периода - бартер). Кроме того, желательно иметь помещение для обмена товара на деньги и отлаженную технологию такого обмена. Само собой, нужен еще и спрос на товар. Чего на хватает сейчас? Есть все! Далее должна работать логика "здравого смысла". Существующие технологии торговли и уровень качества обслуживания покупателей достаточны для получения прибыли.
Интернет-магазин - новая технология. Кто-то намерен вкладываться в нее, когда будут исчерпаны более понятные и привычные методы работы с покупателем. Кто-то уже имеет реально торгующие Интернет-магазины или занят их созданием. Некоторые из них уже обзавелись собственными службами доставки товаров и обслуживают не только территорию России, но и страны ближнего зарубежья: например, универсам "SupermarkNet" (www.shop.sitek.ru) или компания "Вирус" (www.virus.ru). Пока этим в основном занимаются наиболее продвинутые, в техническом смысле, владельцы компьютерных и софтверных фирм, продавцы бытовой техники и информационные агентства. Другими лидерами в этой сфере являются продавцы книг. Вероятно, существовавшая ранее система "книга-почтой" явилась благодатной почвой для электронной коммерции. По мнению некоторых западных исследователей, успехи электронной коммерции в США во многом связаны с давно существующей торговлей по системе "товары-почтой".
Нам представляется, что по мере продвижения Интернета в глубинку России (сейчас 80% пользователей сосредоточено в Москве, Петербурге, Новосибирске и еще в двух-трех городах) идеи электронной коммерции прочно овладеют массой предпринимателей.
Появление широко распространенных и реально действующих систем электронных платежей станет мощнейшим толчком к развитию электронной торговли и увеличению спроса на Интернет-магазины. Вероятно, так же, как в США и Германии, за первопроходцами ринутся толпы других, желающих воспользоваться новейшими технологиями в торговом бизнесе. Однако известно - тот, кто начинает первым, как правило, выигрывает.
Юрий Иванов, Михаил Новиков
© Мир Internet, 1998

На правах рекламы: