Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Ресурс Internet Основные аспекты правового регулирования электронной коммерции в Беларуси и за рубежом Вадим Дрыганов http://www.russianlaw.net/law/doc/a116.htm
описание | темы | ключевые слова 
В начале своего выступления, посвященного различным аспектам правового регулирования электронной коммерции, я хотел бы сделать небольшое отступление посвященное значимости Интеренет.
Сейчас мировое сообщество переживает исторический момент - переход от индустриального к информационному этапу развития. Данный этап характеризуется, прежде всего, тем, что жизнь современного человека теснейшим образом связана с потреблением, переработкой и обменом различной информации, поступающей из окружающего мира. Информация становится важнейшим ресурсом общества, приобретает все большее значение. Отрасли экономики непосредственно связанные с информационными и телекоммуникационными технологиями в сравнении с традиционной промышленностью растут более быстрыми темпами, приобретают доминирующее значение. Происходит стремительное развитие единого глобального информационно-телекоммуникационного пространства.
В ходе своего развития Интернет постепенно охватывает все новые и новые сферы нашей жизни, становясь стандартным каналом социальных коммуникаций. В сферу Интернет постепенно и органично вольются такие отрасли экономики как связь, средства массовой информации, консультационные услуги. Появляются новые социальные группы, формируется новая идеология, новый образ жизни. Учитывая эти тенденции правительства ведущих мировых стран провозгласили основным направлением своей деятельности построение так называемого информационного общества.
Развитие Интернет не могло не затронуть и экономику. В настоящее время все большее значение приобретает электронная коммерция. Ее развитие происходит настолько стремительно, что большинство крупнейших мировых компаний наряду с традиционным Off-line бизнесом начинают использовать и электронную коммерцию.
По оценкам различных исследовательских компаний объем розничного интернет-рынка в этом году достигнет отметки $550 млрд., что на 92% больше чем в прошедшем. К 2002г. оборот электронной коммерции вырастит до триллиона долларов, а количество пользователей Интернет достигнет миллиарда. Согласно исследованиям Forester Research к 2003г. оборот интернет экономики может достигнуть $3.2 триллиона, что составит порядка 5 % общего дохода мировой торговли в 2000 году.
Значимость подобных явлений возбудило живой интерес к проблемам развития Интернет как со стороны широкой общественности, так и со стороны правительств различных государств. При этом в ходе возникшей дискуссии иногда высказываются две диаметрально противоположные точки зрения. Одна из сторон утверждает, что Интернет является идеальной информационной средой, не имеющей политических границ и развивающейся по своим собственным законам, поэтому любые попытки государства установить правовое регулирование Интернета - бессмысленны. Другая сторона наоборот, исходит из того, что Интернет в силу своей специфичности является благоприятной средой для совершения различных правонарушений, бесконтрольного распространения незаконной информации и поэтому необходимо применить самые жесткие правовые меры для предотвращения подобных явлений.
Возможно ли правовое регулирование Интернета, и вообще необходимо ли оно? Давайте постараемся разобраться в сущности данного вопроса.
Необходимость правового регулирования в обществе возникает тогда, когда появляются новые социально-значимые общественные отношения, правовая неурегулированность которых порождает определенные трудности при их осуществлении.
Интернет, как таковой, общественным отношением не является. Технически он представляет собой совокупность компьютеров объединенных сетью и используемых для хранения и передачи информации. Другое дело, что правоотношения могут возникнуть в ходе использования сети Интернет. Особенностью таких правоотношений является то, что они в основной своей массе носят экстерриториальный характер. Одностороннее применение государством правовых норм регулирующих подобные отношения, без учета опыта международной практики и законодательства других стран будет неэффективным. Об этом свидетельствует многократные безуспешные попытки таких стран как США и Великобритания распространить свою систему права и законодательство на отношения по урегулированию конфликтов в Сети, ввести регламентацию распространения информации в Интернете.
Общеизвестным является тот факт, что чрезмерная правовая регламентированность препятствует развитию общественных отношений. В традиционном, так называемом Off-line-бизнесе, неурегулированная деятельность в коммерческом секторе развивается быстрее. Но при этом необходимо учитывать, что в традиционном бизнесе такое развитие возможно благодаря его многотысячелетней истории развития. Накоплен богатый опыт, сформировались обычаи делового оборота, в конце концов, стороны имеют дело с живыми людьми, а не с виртуальными, обезличенными субъектами. On-line-бизнес начал же только формироваться. В силу его специфичности традиционные методы для разрешения проблемных ситуаций уже не подходят. Для нормального функционирования и развития электронной коммерции потребовалось нормативное определение механизма совершения сделок с использованием Интернета и легализации применяемых при этом способов взаиморасчетов. Для этого необходимо:
признание юридической силы за сделками совершенными в электронном виде;
определение порядка производства электронных платежей;
создание нормативных условий для электронного документооборота: т.е. подтверждения подлинности и авторства электронного документа посредством использования средств электронно-цифровой подписи;
определение правового режима информации размещенной в Интернете;
решение вопросов информационной безопасности, установление порядка применения средств криптозащиты.
Правовое урегулирование данных вопросов будет способствовать скорейшему развитию электронной коммерции.
Белорусское законодательство, регулирующее отношения в сфере Интернет подобно законодательству других стран, таких как США, стран Европейского Союза, Российской Федерации, находится на начальном этапе формирования.
30 января 1997г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН был принят разработанный Комиссией ООН по праву международной торговли Типовой закон "Об электронной торговле". (Так называемый Типовой закон ЮНСИТРАЛ "Об электронной торговле"). Это был первый шаг в области развития международного права регулирующего сферу электронной коммерции. Данный документ носит рамочный, рекомендательный характер, и предназначен в первую очередь для использования государствами как основа для разработки национального законодательства. Данный международный документ заложил правовые основы деятельности в сфере электронной торговли; дал определения основным понятиям, таким как электронный документ, электронный документооборот, электронная подпись, автор электронного документа, информационная система; признал юридическую и доказательственную силу за документами совершенными в электронной форме; определил условия предъявляемые к электронной подписи как средства подтверждения подлинности и целостности электронного документа.
В настоящее время в развитие Типового закона "Об электронной торговле" государства - участники ООН разрабатывают проект международной Конвенции "Об электронных сделках". Основной задачей разрабатываемой Конвенции является выработка единых и обязательных правил определяющих порядок заключения электронных сделок и их исполнения. Принятие данной Конвенции позволило бы перевести отношения в сфере международной электронной торговли на качественно иной - более высокий уровень развития, предоставило бы участникам международных отношений юридические гарантии судебной защиты их прав. Проект Конвенции, предложенный США устанавливает основные принципы, которым должны следовать государства при регулировании отношений связанных с электронной торговлей. Это, прежде всего:
необходимость устранения в национальных законодательных системах стран участниц правовых норм, противоречащих данной Конвенции и препятствующих заключению сделок в электронном виде;
установление принципа автономии воли сторон, т.е. стороны вольны самостоятельно определять способ подтверждения подлинности сделки;
провозглашается принцип "технологической нейтрализации" правовых норм определяющих порядок определения подлинности электронных документов, т.е. методы электронного подтверждения подлинности документа не должны строго привязываться к существующим технологическим решениям. Признается необходимость допустить использование новых подходов подтверждения подлинности в рамках существующих и будущих технологий;
устанавливается режим наибольшего благоприятствования в странах участниках Конвенции в отношении всех сторон электронного договора с целью устранения препятствий для совершения электронных сделок, недопущения каких-либо форм дискриминации, предоставление участникам равных прав на судебную защиту.
Проект Конвенции устанавливает юридическое признание электронных документов, их доказательственную силу, определяет порядок составления и условия действительности электронных договоров.
Наряду с нормотворческой деятельностью ООН в формировании международного права в области электронной торговли активное участие принимает и Европейский Союз. В 1998г. было принято Предложение к Директиве Европейского Парламента и Совета Европейского Союза "По некоторым аспектам электронной торговли на внутреннем рынке". Основной задачей данной Директивы является обеспечение условий надлежащего функционирования международной электронной коммерции между государствами - членами ЕС. По сравнению с Типовым законом ЮНСИТРАЛ данная Директива представляет собой достаточно обширный документ, определяющий правовое регулирование значительного круга общественных отношений в сфере электронной торговли. Помимо общих положений данный документ содержит комплекс норм более детально регулирующих отдельные аспекты электронной торговли. Так в частности, урегулирована деятельность провайдеров и иных поставщиков информационных услуг; устанавливается принцип исключающий необходимость получения предварительных санкций или разрешений для осуществления деятельности подобных организаций; установлены правила ответственности провайдеров и иных информационных посредников; определены условия, при наступлении которых, по требованию национальных органов судебной власти на эти организации может быть возложена обязанность по контролю и поиску фактов или обстоятельств, указывающих на незаконный характер деятельности. Достаточно детально урегулирован механизм заключения электронных договоров, определены требования которым они должны соответствовать, установлены правила определения момента заключения контракта.
Вторым не менее важным документом формирующем европейское право электронной торговли является принятая в декабре 1999г. Директива ЕС "О правовых основах Сообществ для использования электронных подписей". Данный документ наиболее полно урегулировал отношения в сфере использования электронных подписей. В Директиве устанавливаются требования, которым должны соответствовать средства электронной цифровой подписи, определяются принципы их использования, урегулирована деятельность сертификационных центров, определен порядок предоставления сертификационных услуг.
Наряду с международным правом активно развивается и национальное законодательство. В ряде стран приняты различные законы регулирующие деятельность в сфере Интернет (США, Германия, Великобритания и др.). Особенно преуспели в этом деле Соединенные Штаты Америки, где уже сейчас принято 12 федеральных законов регулирующих отношения в сфере Интернет.
Для нас, пожалуй, будет наиболее интересен опыт нашего восточного соседа. С Российской Федерацией нашу Беларусь связывают очень тесные экономические и культурные отношения. Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что у нас с Россией единое информационное пространство, очень схожие правовые системы.
Обсуждение проблем правового регулирования Интернет началось в России более трех лет назад. Еще в декабре 1996г. прошли парламентские слушания "Россия и Интернет: выбор будущего". Однако, не смотря на то, что сфера Интернет развивается в России более быстро по сравнению с другими странами СНГ, российские законодатели на протяжении 3-х лет ограничивались лишь обсуждением проблем Интернета.
Сложилась парадоксальная ситуация: при достаточной развитости российского сегмента сети Интернет в России нет ни одного закона, непосредственно регулирующего эту сферу. В сложившейся ситуации российской юридической практике при разрешении проблемных ситуаций в данной сфере приходилось подыскивать наиболее подходящие статьи федеральных законов, давать их расширенное толкование.
Как уже упоминалось ранее, отсутствие правовой регламентированности на начальном этапе развития российского сегмента сети Интернет, пожалуй, сыграло для него благоприятную роль. Бурное развитие Интернет в России не могло не привлечь внимания потенциальных инвесторов. В этот момент та правовая неопределенность, которая сложилась в России с Интернетом, уже сыграла "злую шутку". Инвесторам необходимы были не только гарантии прибыльности и возврата их средств, но и что не менее важно - условия для дальнейшего развития их электронного бизнеса. Результатом чего явилось так называемое "осеннее обострение" законодательной активности российских депутатов. В Государственной Думе один за другим появились 12 законопроектов, непосредственно претендующих на регулирование правоотношений в этой сфере. Причем большинство из них дублируют друг друга. Это, прежде всего, законопроекты "Об электронной цифровой подписи", "О государственной политике Российской Федерации по развитию и использованию сети Интернет", "Об электронной торговле", "О предоставлении электронных финансовых услуг", "Об электронных сделках" и ряд других.
Такое обилие законопроектов, представленных практически одновременно, очередной раз подтверждает то факт, что без правового регулирования интернет-экономика полноценно развиваться не может. У российским депутатов появилась уникальная возможность сформировать на основе представленных законопроектов прогрессивное интернет-законодательство. В случае успешного принятия данных законов российская интернет-экономика получит мощный импульс для своего дальнейшего развития.
Рассмотрев основные тенденции развития правового регулирования Интернет зарубежьем, можно перейти к рассмотрению данных аспектов у нас в Республике Беларусь.
По оценкам различных специалистов современное состояние белорусского сегмента сети Интернет соответствует уровню развития российского Интернет 1,5-2-х летней давности. Можно выделить 5 основных факторов сдерживающих развитие Интернет в Беларуси:
неблагоприятная экономическая ситуация в стране;
отсутствие интереса у иностранных инвесторов в виду незначительной инвестиционной привлекательности белорусского Интернета. Не последнюю роль в этом играет "болезненное" отношение иностранных инвесторов к нашей "особой" политической и экономической ситуации в стране;
монополизация услуг доступа к Интернет государственным объединением Белтелеком. Негосударственные провайдеры могут предоставлять услуги доступа лишь по арендованным у Белтелекома каналам. Отсутствие конкуренции на данном рынке не способствует снижению стоимости и улучшению качества предоставляемых услуг;
невысокая численность населения страны (около 10 млн. человек) и как следствие этого незначительное количество пользователей сети Интернет (40-60 тыс.);
недостаточная правовая урегулированность сферы Интернет, и недостаточная реализованность уже существующих правовых норм.
В виду существенного отставания в развитии белорусского сегмента сети Интернет, лишь только сейчас начинает формироваться молодая белорусская интернет-экономика. Уже сегодня в BY-net функционируют около сотни небольших интернет магазинов, совокупный годовой оборот которых приблизительно оценивается в $120-150 тыс.
Характерной особенностью белорусской интернет-экономики является то, что из 2-х основных моделей электронной коммерции функционирует лишь модель Бизнес-потребитель (B2C), модель Бизнес-бизнес (B2B) не функционирует. И это происходит притом, что в мировой практике порядка 80-85% торгового оборота приходится именно на модель B2B.
Основными причинами сдерживающими развитие электронной коммерции у нас в Беларуси являются:
незначительное число белорусских пользователей сети Интернет и их невысокая платежеспособность;
недостаточная правовая урегулированность отношений в сфере электронной коммерции;
отсутствие механизма осуществления электронных платежей доступного широкому кругу физических и юридических лиц;
отсутствие государственной поддержки в области развития белорусской интернет экономики.
Рассмотрев общую ситуацию с развитием белорусского Интернет, можно перейти к обзору белорусского законодательства регулирующего данные отношения. Хочу сразу отметить, что, не смотря на значительное отставание в развитии белорусского Интернет, наше отечественное законодательство очень значительно продвинулось вперед. В развитии законодательной базы мы не только опередили Россию, но и даже большинство развитых стран.
Основу развития белорусского законодательства в области Интернет заложил принятый в сентябре 1995г Закон РБ "Об информатизации". В целом этот закон был разработан на основе аналогичного российского закона, однако при его разработке авторы постарались учесть те новые тенденции, которые появились у нас в стране в связи с развитием сети Интернет. Сферой действия этого закона являются правоотношения, возникающие в процессе формирования и использования документированной информации; создания информационных технологий, автоматизированных или автоматических информационных систем и сетей. Закон определяет такие понятия как данные, документированная информация, информационный ресурс, информационная сеть, информационная продукция, информационные услуги. Важнейшим элементом реализуемой в законе концепции является признание объектами права собственности документированной информации, информационных ресурсов, информационных технологий, систем и сетей.
Особый интерес представляет статья 11. В ней определен порядок документирования информации. В частности часть вторая данной статьи устанавливает, что документ, содержащий информацию, обработанную информационной системой приобретает юридическую силу после его удостоверения должностным лицом в установленном порядке или электронной подписью. При этом юридическая сила электронной подписи определяется наличием в информационных системах и сетях программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подлинности, имеющих сертификат соответствия или удостоверение о признании сертификата, выданной национальной системой сертификации Республики Беларусь. Таким образом, у нас в Беларуси уже в 1995г. была признана юридическая сила электронного документа содержащего электронную подпись.
В новом Гражданском Кодексе РБ 1998г. содержится ряд статей определяющих порядок заключения электронных сделок. Так в частности, ст.161 ГК РБ дает определение письменной формы сделки и предоставляет право сторонам при совершении сделок использовать средства электронно-цифровой подписи, либо иного аналога собственноручной подписи в порядке предусмотренном законодательством или соглашением сторон. Ст.404 ГК РБ устанавливает, что договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
Порядок использования электронных документов в банковской сфере урегулирован различными Постановлениями Национального Банка РБ, а также отчасти урегулирован Банковским Кодексом РБ, где в ст.239 уравнивается письменная и электронная форма платежных инструкций.
Белорусское процессуальное законодательство полностью уравнивает документы, полученные с помощью электронной, вычислительной и другой техники, либо полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи с другими письменными доказательствами, при условии их надлежащего оформления и возможности проверить их достоверность (ст. 192 Гражданско-процессуального кодекса и ст. 68 Хозяйственно-процессуального кодекса Республики Беларусь).
В апреле 1999г. Президент Республики Беларусь утверждает концепцию государственной политики в области информатизации. В концепции определены основные направления государственной политики в этой области. Концепция провозглашает, что основной целью государственной политики в области информатизации является обеспечение перехода к новому этапу развития страны - построению информационного общества. Основой этого перехода является создание единого информационно-телекоммуникационного пространства Республики Беларусь как базы для решения задач социально-экономического, политического и культурного развития страны и обеспечения ее безопасности. Особое внимание в данной концепции уделяется вопросам развития и функционирования белорусского сегмента сети Интернет, ставится задача реального включения и продвижения национальных информационных ресурсов и телекоммуникационных сетей в глобальную информационную сеть.
В январе 2000г. Парламент Республики Беларусь принимает Закон "Об электронном документе". Данный закон является основным правовым актом Республики Беларусь непосредственно регулирующем общественные отношения в сфере Интернет. Закон устанавливает правовые основы использования электронных документов заверенных электронной подписью, определяет основные требования, которым они должны отвечать, а также права, обязанности и ответственность участников электронного документооборота.
Хочу сразу обратить Ваше внимание, что этот закон был принят в тоже самое время что и Директива ЕС "О правовых основах Сообществ для использования электронных подписей". Так как данные нормативные акты разрабатывались одновременно и независимо друг от друга, и они имеют общий предмет правового регулирования, то интересно будет провести их взаимный правовой анализ. Основное отличие между ними состоит в том, что белорусское законодательство признает юридическую силу за электронным документом, под которым понимается любая информация зафиксированная на машинном носителе, представленная в форме, понятной для восприятия человека. Электронный документ в обязательном порядке должен содержать электронную подпись и иные реквизиты, позволяющие его идентифицировать. Европейское же законодательство юридической силой наделяет электронную подпись. В данной ситуации, на мой взгляд, белорусский законодатель поступил более грамотно, так как юридические последствия влечет не сам факт использования электронной подписи, а именно факт обмена электронными документами подписанными электронной подписью, причем объем юридических последствий определяется содержанием данных документов. Электронная подпись является лишь средством подтверждения волеизъявления сторон, установления подлинности и целостности электронного документа.
Закон РБ "Об электронном документе" устанавливает, что посредством обмена электронными документами могут заключаться сделки, производится электронные платежи, осуществляться переписка, передача документов и иной информации.
Закон также устанавливает, что в случае если законодательство Республики Беларусь требует чтобы документ был оформлен письменно, либо представлен в письменной форме, то электронный документ считается соответствующим этим требованиям. Электронный документ на машинном носителе приравнивается к электронному документу на бумажном носителе и имеет одинаковую с ним юридическую силу.
В законе урегулирован порядок применения средств электронной цифровой подписи для удостоверения информации и подтверждения подлинности и целостности электронного документа.
В целом, можно отметить, что белорусское законодательство в сфере интернет идет по пути развития и постепенного совершенствования, охватывая правовым регулированием все новые и новые сферы общественных отношений в области Интернет.
Однако необходимо отметить, что в нем существуют значительные пробелы. Так осталось неурегулированными вопросы деятельности Центров сертификации открытых ключей электронных подписей, не определен порядок и условия такой сертификации. Следствием этого явилось то, что у нас республике не существует возможности провести идентификацию и проверку подлинности электронного документа в случае отсутствия сертификата лично выданного автором электронного документа, так как просто некуда обратиться, таких центров у нас в республике попросту нет.
По этой причине у нас практически и нет правоотношений в области электронного документооборота. Если конечно не считать ряд узкоспециализированных закрытых систем, функционирование которых основано на так называемом Электронном обмене данных (на английском языке - Electronic Data Interchange или EDI). Данные системы используются в закрытых сетях, имеют узкоспециализированную направленность и сильно ограничены ими же установленными стандартами. Впервые данные системы начали использоваться еще 30 лет назад. Примером такой системы у нас в Республике Беларусь может служить формируемая в настоящее время Национальным Банком автоматизированная система межбанковских расчетов, которая бы обеспечила осуществление автоматизированных расчетов между Национальным Банком и коммерческими банками Республики Беларусь посредством использования электронных платежных документов.
К сожалению, отсутствие законодательства регулирующего порядок осуществления электронных платежей физическими и юридическими лицами самым негативным образом сказывается на развитии электронной коммерции у нас в республике. Особенно это сильно сказывается на таком секторе электронной коммерции как В2В, которого фактически у нас и нет. Развитие данного сектора электронной торговли должно являться первостепенной задачей государства в области регулирования Интернет. Развитие сектора В2В позволило бы нашим отечественным предприятиям выйти на новые мировые рынки сбыта, более оперативно реагировать на изменение рыночной ситуации, существенно повысить конкурентность совей продукции, в силу снижения издержек связанных с поиском возможных партнеров и заключением контрактов. Государство от этого будет только в выигрыше, поэтому никто как оно должно быть заинтересовано в создании нормальных условий для развития электронного бизнеса.
В настоящее время существует реальная необходимость в доработке Закона "Об электронном документе", в особенности тех его положений, которые регулируют вопросы использования электронных подписей. Также в этом законе необходимо урегулировать вопросы деятельности Центров сертификации открытых ключей электронных подписей.
Необходимо разработать и принять ряд законов, которые бы урегулировали деятельность в сфере предоставления электронных финансовых услуг, определили бы порядок заключения электронных сделок, определили бы основные направления государственной политики в области развития и использования сети Интернет. (Закон "Об электронных финансовых услугах", Закон "Об электронных сделках", Закон "О государственной политике Республики Беларусь по развитию и использованию сети Интернет").
Создав режим наибольшего правового благоприятствования для развития электронной коммерции у нас в республике, мы тем самым создадим тот фундамент, на котором будет строиться благосостояние нашего общества в 21 веке.

На правах рекламы: Art-gallery, картины, арт-галерея, города и регионы