Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Статья Электронная торговля в России Федор Вирин Инфобизнес
описание | темы | ключевые слова 
В данной статье описываются исследования электронной коммеррции в Росии, что помогло вывести ее сильные и слабые стороны, пронаблюдать ее струтуру, процесс развития и его закономерности. С помощью ряда различных экспериментов удалось установить совместимость товаров и разделить сферы услуг на сектора деятельности, что привело к большей привлекательности товарных групп. На ряду с этим возникла конкуренция, которая по мнению автора приведет к появлению новых товарных групп и секторов деятельности, что будет сопровождаться неизбежным повышением качества услуг то есть кокурентноспособностью. Три года развития электронной коммерции в России (как и во всем мире), отмечает автор, показали, что первоначальные надежды на интернет-магазины как на прорыв в области торговли, не оправдались. В частности, существуют целые товарные группы, которые невозможно продать через Интернет, например, потому, что для оформления или выбора покупки нужно присутствие покупателя. К таким товарам относятся: автомобили, недвижимость (включая и найм в ряде случаев), туристические путевки, одежда.
С другой стороны, есть целый ряд товаров повседневного спроса, которые человек покупает по дороге домой, зачастую принимая решение о посещении магазина импульсивно. К таким товарам относятся продукты питания, газеты и журналы, в меньшей степени — спиртные напитки (особенно слабоалкогольные), предметы гигиены, сигареты и т. д. Мало надежд на то, что товары этих групп в ближайшее время будут пользоваться существенным спросом через Интернет. Наряду с развитем электронной коммерции в Росии существуют и некоторые трудности, в пример автор приводит стоимость товара включающую в себя расходы интернет плюс стоимость доставки и т.д., но статистика отмечает, что в Росии на данный момент работают около 800 крупных интернет-магазинов, которые ежемесячно посещаются 1,8 млн человек и хотя эта цифра ещё не говорит о реально покупаемом товаре, автор приходит к выводу что эти люди являются потенциальными покупателями. Более точная цифра показывает что ежемесячных покупателей товара в интернет магазинах насчитывается около 170 тысяч человек, включая зарубежных пользователей. Безусловным является то, что ориентировать деятельность в электронной коммерции Росии следует ориентировать на них, создавать максимум условий для удержания покупателей.
Вторая часть исследования — это опрос владельцев и руководителей интернет-магазинов. Опрос призван показать видение проблем со стороны создателей проектов ЭК. Если первая часть должна определить перспективы спроса, то вторая — перспективы предложения. Также в ходе опросов проводились экспертные интервью с руководителями компаний-разработчиков, рекламных агентств, консультативных фирм о перспективах развития ЭК в России. Такой подход к исследованию позволяет с высокой точностью прогнозировать развитие электронной коммерции не только на ближайший отрезок времени, но и на достаточно отдаленные периоды. Одна из самых существенных проблем для интернет-магазинов выделяемая автором — отсутствие популярной системы онлайновых платежей. Существенных прорывов здесь ждать не приходится — опыт создания и удобных и экономичных систем онлайновых платежей есть, однако серьезного распространения ни одна не получила. Возможно, на помощь магазинам придут кредитные карты, которые все более входят в оборот (среди пользователей Интернета, по разным оценкам, их распространенность составляет10-20%). В результате сегодня самым частым методом оплаты являются наличные, что существенно увеличивает количество отказов, повышает риски и пр. Популярность этого метода столь велика, что некоторые магазины вообще не предлагают других способов. В заключении статьи автор приводит основные проблемы, не дающие цивилизоваться рынку электронной торговли в России:
· отсутствие популярной платежной системы;
· отсутствие базы услуг для новообразованных магазинов (дистантный операторский центр, служба доставки, специализирующаяся на интернет-магазинах, и т.д.);
· слабое проникновение Интернета в регионы;
· предположительное отсутствие готовности магазинов к скачкам спроса.
Решение этих проблем предопределит новый виток развития ЭК в России, в который, в частности начнут в массовом порядке включаться и крупные оффлайновые структуры, присутствующие сейчас в Сети (в виде магазинов, а не визиток) скорее эпизодически.
На правах рекламы: