Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Статья Как будет совершенствоваться охрана изобретений с развитием системы РСТ? Г. Ф. Вострикова. Патенты и лицензии
описание | темы | ключевые слова 
Упростить и сделать более экономичной систему охраны изобретений, когда она испрашивается в нескольких странах, возможно, устранив повторное (многократное) рассмотрение заявок на одно и то же изобретение в национальных и региональных патентных ведомствах. Об этой проблеме пойдет речь в статье заведующего отделом формальной экспертизы ФИПС Г. Ф. Вострикова.
Проблема устранения повторного рассмотрения заявок является весьма сложной, но ее решение возможно по частям. Если представить процедуру рассмотрения заявки на изобретение в виде следующей последовательности: установление даты подачи, формальная экспертиза и экспертиза по существу, то оказывается, что в части установления даты подачи для международных заявок РСТ она уже решена. В рамках РСТ эта проблема может быть также решена и для формальной экспертизы.
Как правило, в международной заявке испрашивается приоритет по первой заявке, поданной в национальное патентное ведомство. В полной мере единых требований к национальной и международной заявке - как основы для устранения повторного рассмотрения совпадающих в той или иной мере заявок до настоящего времени нет. Однако в мае 2000 г. в Женеве, в штаб-квартире ВОИС состоялась дипломатическая конференция по принятию Договора о гармонизации патентного законодательства (PLT).
PLT предоставляет заявителю возможность подавать национальные заявки на изобретения во всех государствах-участниках в соответствии с требованиями, аналогичными установленным РСТ к международной заявке.
Формальная экспертиза и подача заявок в электронной форме
РСТ предусматривает, что национальные патентные ведомства предъявляют одинаковые основные требования к форме и содержанию международной заявки (ст. 27). Причем дату подачи в указанных договаривающихся государствах устанавливает получающее ведомство (ст. 11). Даже такая частичная унификация обеспечила беспрецедентный ежегодный рост числа подаваемых международных заявок на протяжении более 20 лет действия РСТ.
Установление даты подачи международной заявки является одним из элементов формальной экспертизы. Если формальные требования будут едины во всех отношениях, то можно надеяться, что, наряду с установлением даты подачи заявки, весь этап формальной экспертизы будет проводиться только в получающем ведомстве. Это привело бы к прозрачности патентных ведомств в том смысле, что экспертиза заявки в каждом патентном ведомстве практически будет сведена к экспертиза по существу. Из-за повышения предсказуемости результатов национального рассмотрения, возможного снижения национальных пошлин и стоимости услуг патентных поверенных вполне обоснованно можно ожидать и роста числа международных заявок.
В настоящее время п. 1 ст. 27 РСТ предусматривает, что законодательства не могут предъявлять иных или дополнительных требований к форме или содержанию международной заявки. Однако последующие пункты ст. 27 содержат исключения из положений п. 1. Для практики особенно существенно исключение, содержащееся в п. 2. Оно устанавливает, что положения п. 1 не препятствуют национальному патентному ведомству после начала рассмотрения международной заявки на национальной фазе требовать от заявителя представления документов, которые, не являясь частью международной заявки, служат доказательством приведенных в ней утверждений или заявлений. Такая оговорка приводит к фактическому несоответствию формальных требований к заявке, предъявляемых национальными ведомствами и получающим ведомством РСТ.
Сейчас все большее распространение получает подача заявок в электронной форме. Она позволяет использовать единое программное обеспечение для оформления и подачи заявки заявителем и рассмотрения правильности ее оформления патентным ведомством. При электронной подаче формальная экспертиза заявки может выполняться автоматически или в значительной степени автоматизирована. При этом заявитель будет иметь возможность до подачи заявки самостоятельно проверить правильность ее оформления. Таким образом, проблема использования национальными ведомствами результата проведения формальной экспертизы получающим ведомством РСТ может быть сведена к проблеме совместимости технологий, применяемых ведомствами при формировании дела заявки.
С начала 1999 г. ведется практическая отработка единого программного обеспечения (РСТ EASY) для подготовки заявления международной заявки, его обработки и проверки заявителями, получающими ведомствами РСТ и Международным бюро (секретариатом) ВОИС. Заявитель заинтересован в применении этой системы, так как снижается размер международной пошлины в пользу МБ ВОИС. РСТ EASY уже используется при подаче около 10% международных заявок в Федеральный институт промышленной собственности Роспатента, выполняющий функции российского получающего ведомства РСТ. Заявители с легкостью освоили оформление заявления международной заявки с помощью системы, автоматически контролирующей правильность подготовки заявления и исключающей ошибки.
В ходе рассмотрения заявки патентное ведомство формирует ее дело. Наряду с собственно заявкой и перепиской, связанной с ее рассмотрением, оно содержит данные о поступлении и регистрации заявки и прилагаемых к ней документов, письмах заявителя, об отправке уведомлений, запросов, о письмах заявителю. Дело заявки должно содержать указанные документы в том виде, в каком они представлялись заявителем или направлялись ему. Если все эти документы и данные будут надежно сохраняться в электронной форме, патентное ведомство получит возможность рассматривать любые относящиеся к заявке притязания заявителя и третьих лиц, а также представлять при необходимости в полном объеме информацию для рассмотрения споров по заявке в суде. Система регистрации заявки в электронной форме предполагает таким образом, что все дело заявки будет электронным, иначе точный учет данных по заявке невозможен.
В деле должны быть отражены, среди прочего, и первые три операции, выполняемые при рассмотрении заявки:
регистрация заявления и материалов заявки;
проверка заявления и оформления материалов заявки;
проверка соответствия содержания материалов заявки установленным требованиям.
При подаче заявки в электронной форме первые две операции и соответствующие процедуры по формированию дела заявки могут быть в значительной степени автоматизированы в отличие от тех случаев, когда она подается на бумаге. В отношении международной заявки на международной фазе ее рассмотрения в получающем ведомстве выполняются только первая и вторая операции. Третья операция осуществляется в международном поисковом органе и органе международной предварительной экспертизы. Следовательно, дело заявки, хранящееся в получающем ведомстве РСТ, будет содержать данные о проведении первых двух операций. Они могут быть переданы вместе с регистрационным экземпляром заявки в Международное бюро ВОИС.
В национальном патентном ведомстве при переводе международной заявки на национальную фазу рассмотрения целесообразно выделить первую и вторую операции в самостоятельную стадию. При этом копия регистрационного экземпляра заявки, получаемая из МБ ВОИС вместе с данными соответствующего получающего ведомства РСТ может служить в качестве контрольного экземпляра заявки, по которому были проведены первые две операции.
Экспертиза заявки на изобретение согласно ст. 21 Патентного закона Российской федерации разделяется на формальную экспертизу и экспертизу по существу. При этом в ходе формальной экспертизы проверяется наличие необходимых документов, соблюдение установленных к ним требований. Рассматривается вопрос о том, относится ли заявленное предложение к объектам, которым предоставляется правовая охрана. Таким образом, формальная экспертиза включает вторую и третью операции.
Выполнение третьей операции на стадии международного поиска и международной предварительной экспертизы позволит для заявок, подаваемых в электронной форме, проводить национальную формальную экспертизу практически одновременно с регистрацией заявки на национальной фазе и автоматически или в значительной степени автоматизировано формировать дело заявки. Тем самым может быть обеспечена преемственность в проведении формальной экспертизы по международной заявке.
Очевидно, длительное время заявителями будет использоваться возможность, предусмотренная правилом 89 bis.1(a) Инструкции к РСТ. Наряду с заявками в электронной форме будут подаваться заявки на бумаге, как это делается в настоящее время. Однако содержание формальной экспертизы не может быть различным для заявок, подаваемых в различной форме. Кроме того, существование двух параллельных технологий по формированию дела заявки экономически нецелесообразно. Это, в свою очередь, должно привести к единству требований формальной экспертизы для заявок на бумаге и в электронной форме.
Перевод заявки, поданной на бумаге, в электронную форму возможен при ее регистрации либо после установления даты подачи или проведения формальной экспертизы. Существенно то, что при подаче заявки на бумаге формирование электронного дела заявки, его использование для экспертизы и публикации должно сопровождаться формированием и хранением дела заявки на бумаге. электронной копии заявки) должен несколько превышать срок публикации заявки.
Согласно правилу 89 bis.1(a) Инструкции к РСТ национальное патентное ведомство не обязано принимать или обрабатывать международную заявку, подаваемую в электронной форме, пока оно не известило МБ ВОИС о готовности это делать в соответствии с условиями, которые будут определены в Административных инструкциях в соответствии с правилом 89 bis.1(c) Инструкции к РСТ. Правило 89 bis не устанавливает каких-либо новых требований или процедур для заявок, подаваемых в электронной форме.
Согласно правилу 89 bis.1(b) для них должна применяться действующая редакция Инструкции к РСТ. Правило 89 bis вступит в силу, как только соответствующие изменения будут внесены в Административные инструкции, утверждаемые генеральным директором ВОИС.
Предполагается, что условия, упомянутые в правиле 89 bis.1(c), будут изложены в стандарте на подачу, обработку и хранение заявок в электронной форме, который станет приложением к Административным инструкциям.
Определяя целесообразность приема и обработки заявок в электронной форме, патентные ведомства будут решать тем самым и вопрос своего участия в интеграции патентных ведомств в рамках РСТ на новом уровне, обеспечиваемом подачей, обработкой и хранением заявок в электронной форме. При этом следует учесть, что отказ от подачи, обработки и хранения заявок в электронной форме со ссылкой на правовые, технические или какие-либо иные причины может привести к ограничению роста числа подаваемых и переводимых на национальную фазу в этом государстве международных заявок на изобретения. В том числе из-за сравнительно высокой стоимости патентования, вызванной необходимостью повторного проведения формальной экспертизы по международным заявкам после того, как она была проведена получающим ведомством РСТ.
Реализация пилотного проекта соответствующей системы электронного приема и обработки заявок возможна на пока еще ограниченном массиве международных заявок РСТ.
На правах рекламы: