Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Статья Произведения изобразительного искусства и товарные знаки А.Ю. Скибневский. Патенты и лицензии
описание | темы | ключевые слова 
О возможности столкновения права на товарный знак с авторским правом и правом использования в коммерческих целях произведений изобразительного искусства, о пробелах законодательства по товарным знакам в этой части размышляет патентный поверенный А.Ю. Скибневский.
По его мнению, В отличие от других объектов промышленной собственности, например, изобретений или промышленных образцов, природа права на товарный знак заключается не в его новизне или оригинальности, а в первенстве завладения конкретным словом, графическим изображением или их комбинацией для обозначения конкретного вида товара или услуги. При этом оно может касаться как нового, придуманного обозначения, так и широко известного, давно существующего.
Обозначение - это совокупность изобразительных, словесных, трехмерных объектов, музыкальных фраз, различные комбинации цвета и даже запахи, которые для целей правовой охраны должны быть материализованы в определенной графической манере. Законодательство большинства стран мира предъявляет основные требования к таким обозначениям: наличие различительной способности, уважение старших прав, невведение в заблуждение потребителя относительно природы и места производства товара. Не вдаваясь в подробности оценки каждого из этих требований, А.Ю. Скибневский рассмотривает только один из аспектов, имеющий отношение к проблеме охраны товарных знаков и объектов авторского права. Приводя примеры из сферы изобразительного искусства, автор обращается к российскому закоодательству.
В соответствии со ст. 16 Закона автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. В частности, право на воспроизведение, распространение, публичный показ. Использование произведения изобразительного искусства в качестве товарного знака является по сути воспроизведением данного произведения. С другой стороны, при рекламе товара оно представляет собой публичный показ.
Согласно законодательству о товарных знаках и авторскому праву разрешение автора на использование его произведения в качестве товарного знака должно быть дано в письменной форме. Не будем останавливаться на условиях авторского договора, поскольку это не является целью настоящей статьи. Отметим только, что согласно ст. 27 закона «Об авторском праве и смежных правах» авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.
Существует мнение, что препятствовать регистрации товарного знака могут лишь те объекты, на которые распространяется действующее авторское право. Если же таковое прекратило свое существование, будучи ограниченным Законом об авторском праве во времени, то и препятствий с этой стороны к регистрации объекта авторского права любым лицом в качестве товарного знака не будет.
Автор полагает, что здесь мы подошли еще к одной грани законодательного регулирования. Речь идет о ряде положений закона РФ «О музейном фонде Российской федерации и музеях в Российской Федерации» от 1996 г., касающихся передачи прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав музейного фонда РФ и находящихся в музеях России. Согласно этому закону под музейным предметом понимается культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение или публичное представление.
Скибневский ставит вопрос, кто же является собственником музейных предметов? И давая ответ на этот вопрос он обращается к ст. 16 Закона о музейном фонде. В соответствии с этой статьёй, музейные предметы, включенные в состав государственной части музейного фонда РФ, закрепляются за государственными музеями, иными государственными учреждениями на правах оперативного управления. Другими словами, эти музейные предметы являются государственной собственностью России.
Следовательно, без разрешения дирекции музеев использовать изображения музейных предметов в качестве товарных знаков нельзя, поскольку такое использование производится, без всякого сомнения, в коммерческих целях.
На правах рекламы: