Главная

Болонский процесс. Автоматизация учебного процесса - Офис методиста

Статья Правовые условия для электронной коммерции Соловяненко Нина Ивановна Информационное общество
описание | темы | ключевые слова 
Применение глобальных коммуникаций в коммерческой деятельности и повседневной жизни обусловило возникновение таких новых экономических и правовых явлений как «экономика в режиме реального времени» («the online economy») или «электронная коммерция» («electronic commerce»).

Соловяненко Нина Ивановна, старший научный сотрудник Института государства и права РАН, кандидат юридических наук, в своей статье ставит вопрос к юристам: какие правовые подходы и методы необходимо использовать, чтобы оперативно и эффективно ответить на появление новых возможностей в бизнесе? Какие правовые условия являются наиболее благоприятными для развития «online economy»?
По мнению автора, такими условиями является особая законодательная регламентация электронной коммерции, которая сочетала бы применение традиционных базовых юридических норм и правил (таких, как положения Гражданского или Гражданско- процессуального кодексов РФ) и создание новых правовых институтов и процедур. В числе наиболее важных юридических вопросов, требующих неотложного законодательного решения, следует назвать: налогообложение, тарифы, требования к форме заключения сделок, защиту информации и использование электронных подписей, охрану прав потребителей, охрану интеллектуальной собственности и ряд других.
Соловьяненко Н.И. приводит примеры юридической доктринны зарубежных стран, таким образом она считает, что страны, где правовая система основывается на судебном прецеденте (решении суда), имеют больше возможностей для саморегулирования по сравнению со странами, в которых применяются исключительно нормативные правовые акты. В последних электронная коммерция часто не в состоянии преодолеть правовые препятствия, которые могут возникать в силу общеобязательных положений национальных законов, изменение которых требует специальной процедуры.
Решение данной задачи возможно и путем создания ряда новых законов.
В их числе одним из приоритетных является российский Закон «Об электронной цифровой подписи», поскольку использование электронной подписи уже сегодня оказывает влияние как на экономику, так и на права граждан.
При заключении договоров в электронной коммерции, считает автор, подпись должна осуществлять следующие юридические функции: 1) указывать, кем подписан документ или сообщение, и быть сложной для воспроизводства любым другим не уполномоченным на то лицом; 2) идентифицировать то, что подписано, и делать нецелесообразным подделку или изменение — без возможности выявления -как подписи, так и подписанного; 3) исполнять процедурную роль, т. е. символизировать выражение воли стороны по сделке: одобрение, разрешение и т. д., что подтверждает юридическую действительность сделки. В электронной коммерции процедуры создания и проверки подписи юридически являются гарантией подлинности и действительности договорных обязательств, а также защитой от их одностороннего изменения или расторжения.
Поэтому при разработке юридических норм, посвященных электронной подписи, стратегия государства, ориентированная преимущественно на властные предписания, должна быть заменена новым подходом. В нем целесообразно выделить следующие элементы:
1. Если демократическое государство не может в достаточной степени защитить участников рынка в новом социальном пространстве сетей, то оно должно предоставить им право на самозащиту.
2. Технология в информационном обществе позволяет создать систему самозащиты, которая вместо права сильнейшего предусматривает юридически равноправную многостороннюю систему безопасности каждого участника электронной связи.
3. Юридические нормы не могут вступать в противоречие с техническими средствами самозащиты. Право должно только предоставить возможность пользоваться техническими средствами самозащиты. Любой участник правомочен индивидуально в каждом конкретном случае решать, каким из них он хотел бы воспользоваться. Ряд технических средств может применяться без какой-либо специальной регламентации. В этом случае государство должно отказаться от ограничительного регулирования.
4. Другие средства, например, цифровая подпись, должны опираться на соответствующую нормативную инфраструктуру, которая поможет юридическому или физическому лицу пользоваться данным инструментом самозащиты.
5. Такая инфраструктура представляет собой специальный правовой механизм. Именно здесь законодателю следует дополнить систему самозащиты необходимыми юридическими гарантиями со стороны государства.
6. В ряду обязательных государственных гарантий особое место занимает обеспечение неприкосновенности частной жизни и личной информации.
В результате принятия российского закона об ЭЦП можно решить несколько важнейших юридических задач.
Целью названного Федерального закона и должно явиться обеспечение юридического признания сделок, заключаемых посредством электронных сообщений; гарантии действительности названных сделок, защиты от несанкционированного доступа, а также охрана прав потребителей в сфере электронной коммерции.
В этой связи Закон должен предусматривать правила о представлении электронных сообщений в качестве судебных доказательств. Следует однозначно установить, что допускается представление в качестве письменных доказательств электронных сообщений, подписанных при помощи электронной цифровой подписи (ЭЦП) или иных аналогов собственноручной подписи в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Кроме того, допустимость доказательств не может отрицаться только на том основании, что они представлены в виде электронных сообщений. При оценке электронных сообщений в качестве доказательств следует учитывать надежность того, каким образом данные были сформированы, хранились или передавались, надежность того, каким образом обеспечивалась достоверность и неизменяемость электронных сообщений, а также любые другие соответствующие условия.
На правах рекламы: